Фортуна Татьяна
Аналитический отчет о детском творчестве в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
По мнению ряда современных психологов и педагогов, сенситивным периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Общеизвестно, что художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Публикация «Аналитический отчет о детском творчестве в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Новые подходы в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста формируют изменения традиционных форм работы, которые ориентированы на личность ребёнка, предоставляют ему свободу самореализации, но не исключают обучение. Общие тенденции развития науки и общества свидетельствуют о том, что правомерно обратиться к феномену развития практических умений и творческих способностей в теории и практике организации художественно-практической деятельности ребенка дошкольного возраста.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое место принадлежит образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на достижение целей развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Вопросы детского творчества, являясь одними из самых спорных и сложных, интересовали не одно поколение ученых, которые считают, что большие возможности для раскрытия творчества дошкольников заключены в изобразительной деятельности, и в частности детском рисовании. В процессе рисования создаются особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменять мир.
В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и концептуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности. Среди них можно назвать следующие:
- переход к личностно-ориентированной модели воспитания еще полностью не завершен, при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка и качество исполнительской деятельности, ограничивать проявление самостоятельности и неординарности в пределах педагогических задач и пр. ;
- использование в обучении нескольких приоритетных направлений, программы которых настолько насыщенны, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;
- недостаточное владение технологией развития творческих способностей и, как результат, оценка преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития.
Рисование – один из видов творческой деятельности ребёнка, это увлекательное и полезное занятие, так как развивает не только воображение, но и мелкую моторику, а, следовательно, способствует формированию и усвоению универсальных действий.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение близкое к его замыслу. Нетрадиционное рисование – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет и линия.
Это огромная возможность для детей, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное — самовыражаться. Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются изобразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого изображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей — одна из главных задач дошкольного воспитания.
Таким образом, актуальность вышеуказанной проблемы определила направление моей педагогической деятельности: развитие творческих способностей изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных технологии.
ТЕМА педагогической деятельности в межаттестационный период.
Развитие творческих способностей изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных технологии.
ОБЪЕКТ АНАЛИЗА
Педагогическая деятельность в межаттестационный период.
ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА.
Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ АНАЛИЗА.
Создание педагогических условий в изобразительной деятельности, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологии.
В целях реализации приоритетного направления деятельности в межаттестационный период были поставлены и решались следующие
ЗАДАЧИ:
1. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду группы в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Разработать и внедрить методическое пособие, направленное на расширение представлении о многообразии нетрадиционных техник рисования.
3. Разработать и реализовать модель взаимодействия с родителями по направлению художественно – эстетическое развитие.
Планируемый результат.
-У ребенка развита мелкая моторика;
-Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать и экспериментировать;
-Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в изобразительной деятельности;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- Обладает развитым воображением;
- Ребенок может выражать свои мысли и желания.
1.1 Актуальность развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей.
Реформирование современной системы образования, переход на новые образовательные стандарты ориентирует педагогов на развивающее обучение, осуществление личностно-ориентированной модели взаимодействия и предполагает создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т. п.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.
Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер — ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О. А. Белобрыкина, Р. Г. Казакова и др. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники рисования расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
По исследованиям Н. А. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога.
Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками.
Согласно мнению Н. А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения.
Б. Л. Яворский, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:
- накопление впечатлений;
-выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;
-двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;
- создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:
- оригинальность движений;
- эмоциональность при воплощении игрового образа;
- наличие выразительных средств для воплощения образа;
- гибкость при принятии решений;
- умение находить нестандартные решения творческих задач. Что же считается основным в обучении творчеству?
Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.