Получи документы

Актуальные проблемы образовательного учреждения в работе с одаренными детьми, пути их разрешения

Татьяна Пащенко
Актуальные проблемы образовательного учреждения в работе с одаренными детьми, пути их разрешения
▼ Скачать + Заказать документы

Городская августовская конференция педагогических работников образовательных учре-ждений города Новочеркасска

«Концептуальные особенности казачьего компонента в условиях региональной системы дополнительного образования»

Тема выступления:

«Актуальные проблемы образовательного учреждения в работе с одаренными детьми, пу-ти их разрешения»

Трибуна опыта.

Подготовила: Пащенко Татьяна Филипповна,

педагог дополнительного образования

Публикация «Актуальные проблемы образовательного учреждения в работе с одаренными детьми, пути их разрешения» размещена в разделах

МБУ ДО ЦТТ № 1 имени В. В. Горбатко

г. Новочеркасск, 2021

Одаренность человека - это маленький ро-сточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Изучение феномена одаренности длится уже более сотни лет. Но до сих пор в нашем обыденном понимании термин «одарённость» часто отождествляется с терминами «гений» и «талант», т. е. мы понимаем данный термин как некие специальные, особенные способности, какими наградила человека природа.

Современные специалисты в области психологии и педагогики (например, Бабаева Ю. Д., Панов В. И., Холодная М. А. и др.) утверждают, что детская одарённость делится на :

• Явную (именно её мы сразу и замечаем).

• Возрастную (исчезающую с возрастом).

• Скрытую, не проявленную (эти дети больше всего доставляют неудобства).

Сегодня можно сказать, что термин «одарённый ребёнок» стал звучать всё чаще и чаще, а проблема детской одарённости стала ещё и социально значимой.

Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы до-полнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития страны.

Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.

С тех пор, как современная педагогика взяла курс на личностно-ориентированные концепции и технологии развития личности ребёнка, проблема детской одарённости проявилась наиболее ярким образом.

Образовательные программы наших объединений рассчитаны на срок от 2-х до 5 лет. При работе с одарёнными детьми для каждого из них разрабатывается свой индивидуальный образовательный маршрут, который определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка.

С каждым учащимся этой категории ведётся индивидуальная работа, которая основывается, прежде всего, на раскрытии его уникальных способностей. В Центре реализуется 25 дополнительных общеразвивающих программ, что дает детям огромный выбор для реализации своего потенциала.

Наш Центр работает по 5 направленностям.

Исходя из самого понятия «одарённость», происходящего от слова «дар» и означающего особо благоприятные внутренние предпосылки развития личности, психологи и педагоги подошли к самой проблеме как явлению развивающемуся, динамическому, изменяющемуся. Они обратили особое внимание на то, что одарённость может иметь не только индивидуальный, но и возрастной, преходящий характер. Поэтому для выявления и развития одарённости использовать только тестирование стало уже недостаточно, возникла необходимость разработки и применения других методов и подходов: тренинги, игры, моделирование творческой и учебной ситуации и т. п., которые рекомендуют применять с самого раннего возраста.

Дополнительное образование расширяет сферу творчества одарённого ребёнка. Именно поэтому проблема «Развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования», на мой взгляд, в настоящее время наиболее актуальна.

Эффективной возможностью проявления одарённости является свобода выбора ребёнком желаемого вида деятельности. Если рассматривать феномен одарённости как единую, целостную систему психофизических, эмоционально-волевых, личностных и духовных сфер развития личности, то фактор свободы выбора становится ценным. И наиболее благоприятные условия для проявления детей возможно создать именно в учреждении дополнительного образования, деятельность которого строится на основе свободного выбора ребёнком одного или нескольких видов занятий.

В современной классификации видов одарённости, предложенной отечественными учёными, не выделяется творческая одарённость. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребёнка, как «выход за пределы заданных требований» – присутствие его в различных видах деятельности. Отличительной чертой Центра технического ворчества № 1 является многообразие направлений деятельности, что даёт возможность для проявления различных видов творческой одарённости. Даже в самом названии учреждения дополнительного образования заложено творчество – Центр технического творчества.

Работа по выявлению одарё нных детей в объединении основывается на:

• диагностике данных (тесты, анкетирование, позволяющих судить о наличии одаренности, достигнутых практических результатах в освоении образовательной программы, итогах участия в конкурсах и выставках;

• целенаправленном педагогическом наблюдении, выявлении мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка.

В работе с одарёнными детьми мы, педагоги ЦТТ № 1, создаём у них мотивацию к достижению целей, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

В Центре технического творчества № 1 имени В. В. Горбатко обучается 752 учащихся из них 250 входят в банк «Одаренные дети».

Одарённый ребёнок может отличаться своеобразными способами дея-тельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Поэтому главная наша педагогическая задача смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Ребёнок, который впервые пришёл в Центр технического творчества, ищет у нас реализации своих творческих способностей. Он тянется к творчеству, пробует себя в различных направлениях технического творчества. И здесь важно направить этого ребёнка, помочь выбрать тот вид деятельности, в котором он сможет раскрыться, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным, увлечься этим занятием и достичь определённых результатов. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.

Для успешной работы с таким ребенком мы стараемся дать ему возможность проявить себя, почувствовать вкус успеха и поверить в свои силы. Стимулируем участие в научно – исследовательских конференциях, конкурсах и фестивалях различного уровня, где такие дети могут показать свои неординарные способности. Это является хорошей мотивацией для их творческого роста. Такие мероприятия очень важны для одарённых детей ещё и потому, что общаясь с близкими по духу людьми, они находят новые идеи, приобретают опыт, получают необходимое для них вдохновение.

По данным банка «Одаренные дети» за 2020-2021 учебный год:

- участие в олимпиадах и конкурсах муниципального уровня

приняли 196 учащихся;

- участие в олимпиадах и конкурсах регионального уровня - 62 человека.

- участие в олимпиадах и конкурсах Всероссийского (международного)

уровня - 79 человек.

В Центре технического творчества существует своя система учёта личностных достижений детей.

Например, мы в своих объединениях в течение учебного года проводим выставки, с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также для выявления и развития творческих способностей учащихся. Выставки, могут быть персональными или коллективными, соответствуя разделам образовательной программы.

Многие наши учащиеся часто не чувствуют себя успешными в школе, в силу разных причин. В Центре технического творчества они находят занятия по душе, часто переходя из одного детского объединения в другое, ищут себя, и когда находят, используют возможность творческого самовыражения, что способствует повышению самооценки, формированию позиции успешного и активного члена общества. Результатом занятий в объединении может стать хобби на всю жизнь и определение будущей профессии.

Немаловажную роль играет работа с родителями. Очень важно здесь взаимодействие родителя и педагога в развитии творческих способностей ребёнка. В процессе работы мы всячески одобряем и стимулируем ребёнка за его победы и достижения, но очень важна для него поддержка и понимание родителей. К сожалению, иногда родители не одобряют увлечение своего ребёнка, или считают это несерьёзным занятием. Тем самым отбивают у него желание заниматься любимым делом. Вот здесь главная наша задача убедить, рассказать, и доказать родителям, какой у них замечательный и талантливый ребёнок, и как важно для него то, чем он занимается. Для большей убедительности вовлекаем ребёнка и родителей в совместный продукт деятельности, иными словами сделать какую-нибудь работу вместе. В результате, как правило, родители меняют своё мнение по поводу творческих увлечений своего ребёнка.

По решению Всемирной организации здравоохранения одарённые дети входят в «группу риска» наряду с малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одарённого ребёнка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям).

Работа с одаренными детьми требует и от педагога определенного уровня мастерства и образования. В первую очередь педагог сам должен быть увлечён тем, чему учит детей. Надо любить своё дело и эту любовь передавать детям. В своей работе мы стараемся расположить ребёнка к себе, чтобы он мог довериться, раскрыться, поделиться своими идеями. И здесь очень важно создать ситуацию совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка.

Мировой опыт показывает, что часто вера в свои возможности учащегося, помноженная на мастерство педагогов и поддержку родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Отечественными педагогами Н. С. Лейтесом, А. М. Матюшкиным, В. И. Пановым, В. П. Лебедевой, Ю. Д. Бабевой, С. Д. Дерябо, В. А. Орловым, В. С. Юркевичем, Е. Л. Яковлевой, В. А. Ясвиным, А. И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника.

В качестве педагогических рекомендаций по работе с одаренным ре-бенком можно сформулировать следующие:

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (творческие, спортивные, научные, и т. д., психические особенности ребенка.

2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным во-просам.

3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, проекты, творческие работы и т. д.) за определенные промежутки времени.

4. Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, проложить маршрут действий, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.

5. Для анализа результатов работы оформить таблицу :

- предмет;

- дата и время консультаций;

- главные рассматриваемые вопросы;

- время работы с темой по программе;

- фактическое затраченное время;

- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;

- невыясненные вопросы;

- причины отклонений от сроков.

6. Педагогу необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Учитывая все вышеназванные особенности одаренных детей, необхо-димо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.

Я думаю, основная задача педагогов, прежде всего, продиктована желанием привлечь большее количество детей в систему дополнительного образования, и не “упустить” ни одного ребенка, требующего особого внимания.

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что забота о развитии одаренных детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальном развитии общества в будущем. Внимание к развитию одаренного ребенка носит не только личностный, но и широкий социальный смысл.

Главное заключается в том, что одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство.

Одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для педагога, т. е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.

Основываясь на собственном опыте, могу порекомендовать педа-гогам, работающим с одаренными детьми, следующее:

Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать незави-симо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, ис-следования и анализа ситуации.

Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.

Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Педагогу не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится педагог.

Педагог не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности и достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны педагога,— конечно, недопустима.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В. Д. Шадрикова, - М. ,2002.

Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. /Д. Б. Богоявлен-ская. - М., 2002.

Богоявленская, М. Е. Природа «проблем» одаренных : методическое пособие / Электронный ресурс. Режим доступа: [https://www.den-za-dnem.ru.]/

Левин В. Нестандартный ребёнок - 2-е издание., дополнено и переработано - М. : Знание, 1988.

Матюшкин А. М., Яковлева Е. Л. Учитель для одаренных [Текст] / А. М. Ма-тюшкин, Е. Л. Яковлева. - М., 1991.

Молоков Д. С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом / Электронный ресурс. Режим доступа: [https://www.eaicy-dar.ru/stati/Statya6.html]

Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 // Электронный ресурс. Режим доступа: [https://intellektsystem.ru/articles_1_71.html]

Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности //Электронный ресурс. Режим доступа: [https://www.kursx.ru/psy86.html].

Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса, - М., 1996.

Юркевич В. С. Одарённый ребёнок : иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. - М. : «Просвещение», учебная литература, 1996.

Публикации по теме:

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Плавание. Актуальные вопросы и практические советы для родителейПлавание. Актуальные вопросы и практические советы для родителей Инструктор по физической культуре Листенина Мария Александровна. Место работы ГБПОУ МИК дошкольное отделение "Радуга".Плавание. Актуальные.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Тренинг для родителей «Профилактика и способы разрешения конфликтных ситуаций» Цель: Создание условий для раскрытия личности участников тренинга. Уважаемые родители! Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные проблемы образовательного учреждения в работе с одаренными детьми, пути их разрешения
Опубликовано: 10 января 2023 в 11:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальные проблемы образовательного учреждения в работе с одаренными детьми, пути их разрешения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пащенко (УИ 3153366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД