АЛЛА ШЕХОВЦОВА
Актуальные направления развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время для педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В введении ФГОС много положительного: желание сделать жизнь ребёнка в детском саду более осмысленной и интересной; создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
Публикация «Актуальные направления развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Мир вокруг нас кардинально изменился. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Следовательно, возникает вопрос: Каким хотим видеть своего воспитанника на этапе завершения дошкольного образования? Какие выбрать направления развития детей дошкольного возраста?
Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте запрещено, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Все правильно, в соответствии с законами. Однако, тревожит! Не получится ли, что детей будем приводить все-таки к общему знаменателю? Как по-умному избежать этого?
Я предлагаю расставить приоритеты и определить актуальные направления развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
В детских садах укореняются специфические атрибуты детства: игра как ведущая деятельность, экспериментирование, исследовательская деятельность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Таким образом, необходимо осуществлять воспитание и развитие дошкольников посредством игровых технологий.
«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности» – это одно из требований стандарта. В детском саду с детьми надо играть, а не устраивать для них подобие уроков. ФГОС обязывает распространить эту практику. Он построен так, что вся система общественного дошкольного воспитания работает на ребенка, строится вокруг его интересов.
Главным стало воспитание и развитие (а не обучение) детей на основе духовно-нравственных ценностей в интересах человека, семьи, общества.
Следующее актуальное направление - духовно-нравственное воспитание. Считаю, что необходимо вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Это особенно важно в условиях детского сада.
Особо приоритетным направлением я бы выделила сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование физических и волевых качеств через внедрение современных здоровьесберегающих технологий.
Именно здоровье является показателем мотивации ребенка к восприятию интеллектуальных знаний, социальной адаптации. Физкультурно-оздоровительная работа является стержнем этого направления : через внедрение интересных находок, проектов, комплекса рационально-организованных мероприятий.
В каждом детском саду разный стартовый потенциал: возможности, условия, социальный статус и … здоровье.
Контингент воспитанников в нашем детском саду смешанный: есть дети с ограниченными возможностями здоровья, ребенок-инвалид. И в данном случае приоритет отдается инклюзивному образованию.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются все необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для детей методов, способов общения и условий.
Введение стандарта отразилось на всей системе образования, в том числе и на их участниках: на педагогах, на детях, на семье.
В частности, семья стала реальным участником образовательного процесса. Ведь именно она является великим благом для ребенка. И родители, безусловно, могут дать и дают своему малышу гораздо больше, чем любой другой взрослый. Семью не может заменить ни один социальный институт общественного воспитания. Но тут есть несколько «но».
Во-первых, дома дети лишены опыта общения со сверстниками. И добрать его практически негде. Раньше все малыши играли во дворе на улице. Сейчас этого нет. Родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами все время сопровождать его тоже не могут. Поэтому домашние дети даже у самых замечательных мам и пап, оказываются лишены опыта жизни в коллективе, опыта общения. Они не вырабатывают важные социальные навыки. И второй очень важный момент. Меньше половины родителей каждый день играют со своими малышами или читают книги. Компенсировать дефицит общения и внимания можно только в детском саду.
Повысился социальный статус дошкольного образования и к профессии «воспитатель».
Можно отметить, что если раньше образ воспитателя представлялся квочкой, ведущей за собой цыплят, то сейчас время другое, и дети сами выбирают содержание работы и подсказывают его воспитателю. А педагог, в свою очередь направляет ребёнка в нужное русло. Когда я показываю ребёнку на Луну и он видит её, а не указующий палец, значит, он меня понимает.
Актуальные направления развития детей дошкольного возраста в условиях реализации Стандарта осуществляются всей командой единомышленников.
Жизнь не стоит на месте, мир меняется на глазах, много реформ проходит в системе дошкольного образования. Но основа работы остаётся прежней. Моё выступление мне хотелось закончить заповедью, которая очень подходит воспитателю.
Она была осознана мной после прочтения прекрасной сказки Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» : «Твоя роза так дорога тебе, потому что ты вложил в неё свою душу. Но помни и не забывай – ты в ответе за тех, кого приручил!»