Надежда Григорьева
Активные методы обучения детей и взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Современный воспитатель детского сада ищет новые пути для развития у дошкольников творческих способностей, научного мировозрения, вооружения способами получения необходимых знаний. Я нашла этот путь через использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников.
Не все освоенные нами новые методы и приемы были показаны на занятиях.
Исследовательская деятельность подразумевает использование игровых упражнений, с которыми я вас сегодня хочу познакомить.
Упражнения, используемые при работе с детьми.
Цель этих упражнений направлена на развитие речи, воображения, фантазии, творческих способностей, памяти.
Публикация «Активные методы обучения детей и взрослых» размещена в разделах
Использовать мы их можем на занятиях, при индивидуальной работе с детьми, в виде соревнований, в утренние и вечерние часы.
1. «СКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ У ПРЕДМЕТА»
Задача: найти, как можно больше вариантов необычного, но при этом реального использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы.
Предметы: газета, иголка, носовой платок и др.
2.«ПРЕДЛОЖИТЕ НЕСТАНДАРТНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАГАДКУ»
«НЕ лает, не кусает, а в дом не пускает».
3.«ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ»
Задача: продолжить рассказ по картине оценив ситуацию с позиций разных персонажей.
-На детской площадке играли дети и воспитатель. На кустике сидела птичка и наблюдала за их игрой. Неподалеку стоял снеговик…
БОЛЕЕ УПРОЩЕННЫЙ ВАРИАНТ
«СОСТАВЬ РАССКАЗ ОТ ИМЕНИ ДРУГОГО ПЕРСОНАЖА»
«Представьте, что вы на какое то время стали камешком на дороге. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».
Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Также важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.
В исследовательской деятельности мы с детьми учимся вырабатывать гипотезы, а чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышляя задавать вопросы. Здесь нужна специальная тренировка!
Что мы сейчас и сделаем!
4.»МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Я вам дам подсказку- слова с которых вы будете начинать свое предложение.
(Предположим, возможно, допустим, может быть) ГОТОВЫ?
«ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОДУМАЕМ, ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛЮБЯТ ИГРАТЬ?»
Бывают неправдоподобные гипотезы (провокационная идея).
-А ЧТО, ЕСЛИ ДЕТИ_ ЭТО КОСМИЧЕСКИЕ ПРИШЕЛЬЦЫ, И ОНИ СОВСЕМ НЕ ТАКИЕ КАК ВЗРОСЛЫЕ?
Такие идеи помогают ставить реальные и мыслимые эксперименты.
УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Бывает трудно создать положительный настрой, поддержать интерес, либо сформировать рабочую группу родителей.
1 Упражнение
-Попрошу встать тех, у кого светлые волосы.
-Попрошу встать тех, у кого есть цифра 2 в дате рождения
(вначале задания для снятия напряжения в коллективе)
-Попрошу встать тех, чьи дети не могут держать ножницы.
(усаживаю этих родителей за отдельный столик, где для них приготовлены задания, консультации и т. д)
Затем выявляю другую группу родителей со схожими проблемами, выявленными в ходе мониторинга детей, рассаживаю их). И в конце работы говорю
-Попрошу встать тех, кто любит своего ребенка!
2 Упражнение «Хорошо- плохо»
Воспитатель :- Вы сегодня приехали к нам- это хорошо!
Первый родитель :- Но вы отвлекли нас от домашних дел- это плохо.
Второй родитель: -Мы узнали у вас много нового- это хорошо и т. д.
3 Упражнение «Геометрия здоровья»
Цель: сплочение коллектива, умение работать одной командой.
Воспитатель просит родителей встать в круг, встать, чтобы получился овал, квадрат, треугольник.
-А сейчас, возьмемся крепко за руки, почувствуем тепло друг друга и представим, что мы одно красивое, сильное животное! Как оно дышит? (шаг вперед- вдох, шаг назад- выдох)
В результате данной работы дети становятся более коммуникабельными, учатся работать в коллективе, у них возникает потребность в применении полученных знаний и умений на практике, которые пригодятся им в дальнейшем.
Ну и конечно, со сплоченным коллективом родителей легче работать.
У семьи своя, особая роль- поддержать душевные и эмоциональные силы ребенка по мере его вхождения в мир знаний и образования.
ЛЕОНИД АБРАМОВИЧ ВЕНГЕР (СОВЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ)
«Быть готовым к школе
Не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе-
Значит быть готовым всему этому научиться».