Надежда Долгих
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая технология — это система, которая создает максимальные возможности и условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Применение различных приемов здоровьесберегающих технологий при коррекционно-развивающей работе с детьми имеющих тяжелые нарушения речи, направленных на сохранение и укрепления здоровья воспитанников, но и коррекцию речи.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В современном мире использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Здоровьесберегающие методы работы относятся к числу самых эффективных средств коррекции, нередко применяемых в специальной педагогике и логопедии, помогающих достижению наивысших возможных успехов в преодолении не только речевых нарушений, но и общего здоровья детей логопатов.
В процессе коррекции речевого развития детей используются данные мониторинга о состояния здоровья воспитанников, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной деятельности, корректируем логопедическую работу. Так же учитываются особенности возрастного развития детей и разрабатывается образовательная стратегия, соответствующая особенностям внимания, памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д..
На коррекционно-развивающих занятиях главной целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение наивысшего уровня здоровья воспитанников, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание самостоятельной элементарной медицинской, психологической самопомощи.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерна недостаточная сформированность мыслительных процессов, напрямую связанных с речевым развитием детей (слухоречевая память, внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, артикуляционная, мелкая и общая моторика)
Большинство детей имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы.
На логопедических занятиях немаловажно, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе коррекции речевого развития.
Исходя из вышесказанного следует сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи позволяют во многом улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать максимальному оздоровлению детей, так как качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья детей.
При использовании здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях позволяет решить следующие задачи:
1. Повышение речевой активности;
2. Развитие речевых умений и навыков;
3. Снятие напряжения, восстановление работоспособности;
4. Активизация познавательного интереса;
5. Улучшение концентрации внимания, снижение трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
6. Укрепление здоровья детей, как ведущего фактора позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.
Отдельно стоит отметить следующие направления по коррекционной деятельности:
1. Сохранять и укреплять физическое здоровье ребенка;
2. Сохранять и укреплять психо-эмоциональное здоровье ребенка;
3. Пропагандировать и продвигать идею здорового образа жизни в сознание родителей.
На логопедических занятиях для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, используются ниже перечисленные оздоровительные приемы :
Дыхательная гимнастика.
Огромные возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является фундаментальной в коррекции речевого развития, но и профилактика заболеваний верхних дыхательных путей так же играет не мало важную роль, а тем более эти две задачи можно объединить в одну.
Артикуляционная гимнастика является основной частью коррекционно-развивающего процесса, при постановке правильного произношения.
Ежедневное ее выполнение способствует:
1. улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервацию;
2. улучшению подвижность артикуляционных органов;
1. укреплению мышечной системы языка, губ, щёк;
2. уменьшению повышенного тонуса артикуляционных органов.
Пальчиковая гимнастика.
Издавна известно, что истоки способностей и таланты детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие нити, которые дают заряд для творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок интеллектуально развит во многих направлениях. Регулярные упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является ударным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью систематически используются на логопедических занятиях игры и упражнения на формирование мелкой моторики. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.
Самомассаж.
В современных условиях, непосредственно связанных с качественным изменением состава детей в логопедических группах появилась необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук.
Логопедический массаж.
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который нормализует состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую изменению к лучшему произносительную сторону речи и эмоциональное состояние лица у детей логопатов.
Кинезеологические упражнения.
Развивая как тонкую, так и общую моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием таких упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей работе применяем такие упражнения как "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос", "Лезгинка", "Замок" и т. д.
Таким образом, внедрение в практику учителя-логопеда, данных упражнений здоровьесберегающих технологий, позволяет спланировать коррекционно-развивающую работу для ребёнка с тяжелыми нарушениями речи максимально комфортным, улучшить эффективность обучения и самое главное – сохранить здоровье наших детей.
Ведь положительные результаты в здоровьесбережении воспитанников возможны только при совместной работе всего коллектива и родителей, при понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!