Анна Морозова
Проектный метод в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная работа «Делаем вместе и говорим»
Позвольте представить вам опыт проектной деятельности «Делаем вместе и говорим». (слайд 1)
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с речевыми нарушениям в различных образовательных условиях.
Публикация «Проектный метод в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.
В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Готовясь к занятиям по тематическим неделям «Наш край - Югра» я столкнулась с проблемой нехватки дидактических пособий и материалов. А именно: нехваткой детских книг об округе, доступного для дошкольников наглядного материала о природе ХМАО - Югры и Нижневартовского района, о том, какие животные обитают в нашем крае, какие птицы и звери живут у рек, озёр и болот, в лесах, как они выглядят и ведут себя в дикой природе, о жизни, быте и культуре коренных малочисленных народов Севера. Анализ сложившейся ситуации побудил меня к разработке данного проекта. Когда появилась идея проекта, то захотелось использовать современные технологии, которые заинтересуют не только детей, но и сделают родителей полноправными участниками образовательного процесса. Я решила сделать пособие своими руками для того, чтобы рассказать детям об удивительной природе Югры, вдохновившую местных жителей на создание неповторимых узоров – орнаментов. Но выбор я остановила на технике Рop-Up. Эту книгу я задумала как подробный рассказ о самых разных животных нашего края, от маленького бурундучка до "царя леса" медведя и об орнаментальной культуре малочисленных народов.
Цель моего проекта : (слайд 2)
Развитие способностей и творческого потенциала детей с ОЗВ путем применения современных технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии со стандартом дошкольного образования.
Задачи проекта : (слайд 3)
1. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
2. Формировать познавательные интересы и познавательные действия, пробуждая в ребенке желание самому активно участвовать в образовательном процессе.
3. Создавать благоприятные условия для содействия и сотрудничества детей и взрослых, признав ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Изготовить наглядные дидактические пособия по развитию речи в современной технике Pop-up.
5. Составить картотеку игр и упражнений по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и словесно-логического мышления на материале изготовленных пособий.
6. Прививать любовь и уважение к родному краю.
По продолжительности – долгосрочный проект.
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа: (слайд 4)
I этап – подготовительный: апрель-август 2017 года – подбор материала и изготовление книги «Волшебные узоры Югры».
II этап – организационно – проектировочный : сентябрь 2017 г. - проведение мастер-классов для родителей «Изготовление объемных страниц в технике «pop-up» по развитию речи детей».
III этап – практический: октябрь-апрель 2017г. - изготовление других книг в технике «pop-up», применение объемных книг на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
IV этап – аналитический: май 2017 года – выводы и результаты проекта.
Участники проекта : (слайд 5)
• учитель-логопед;
• дети, посещающие группу компенсирующей направленности;
• дети, зачисленные на логопедический пункт ДОУ;
• родители;
• воспитатели.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей осуществляются независимо друг от друга. Поэтому осознанное включение родителей в единый, совместный с логопедом коррекционный процесс позволяют значительно повысить его эффективность. (слайд 6)
Новизна проекта состоит в создании единого образовательного пространства в соответствии с ФГОС ДО посредством применения новых форм сотрудничества с семьей - совместное изготовление оригинальных дидактических материалов в технологии Рop-Up.
Что же это такое – книги в технике Рop-Up? (слайды 7,8)
Рop-Up books - это объемная, трехмерная книга которая привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Открываете такую книгу, вдруг что-то живое и осязаемое выскакивает из книжной страницы и обрушивает на вас невероятную красоту! Это вызывает восторг, удивление, чудо!
В переводе с английского Рop-Up означает «неожиданно возникать» или «всплывать». Характерная особенность таких «книжных» конструкций состоит в том, что они собираются из множества отдельных деталей с помощью клея или с использованием подвижных соединений. Описать все методы, которые используются при создании конструкций для книжек-раскладушек практически невозможно. Модели этого направления Рop-Up очень разнообразны и сложны. В основном они имеют угол разворота 180°, поскольку эти модели используются для иллюстрирования книг, а книги мы раскрываем именно так.
Книгу «Волшебные узоры Югры» я составляла по следующему плану (слайд 9) :
1. Отбор текстового материала для книги.
2. Изготовление книжных страниц в технике Рop – Up.
3. Сборка страниц.
Изучая тему «Декоративно – прикладное искусство народов севера», можно сделать вывод, что народ ханты имеет древнюю культуру и очень близок к родной природе. В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета. В своей книге я решила раскрыть тайну волшебных узоров Югры и разместить материал о животных, которые вдохновили народ севера на создание неповторимых орнаментов. Представляю орнаменты и пояснения:
(Слайд 10)
Медведь охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры.
Орнамент, изображающий рога оленя или лося - символ достатка и благополучия.
Лягушка обеспечивает крепкое здоровье и долгую жизнь.
(11 слайд)
Орнамент «Щучьи зубы» считается оберегом от болезней.
Орнамент «Лисий локоть» любят применять на женской одежде.
Белка приносит удачу в дороге.
(12 слайд)
Соболь – символ достатка
Орнамент «заячьи ушки» применяется в основном при украшении детских вещей.
Глухарь – хранит сон.
(13 слайд)
Журавль – священная птица.
Для изготовления книги нам понадобятся: бумага, клей, краски, карандаши, линейка и ножницы.
Для начала подготовим лист-основание, на который будут наклеиваться наши фигуры. Для этого разметим линию середины листа и сложим его пополам по этой линии.
(Слайд 14) Страница 1 «Стойбище хантов»
1. Выполним рисунок оленей на листе. Сделаем разметку линий сгиба и клапанов приклеивания.
2. Вырежем заготовку по контуру.
3. Сложим заготовку по намеченным линиям так, чтобы она приняла вид «зиг-зага». (рис.)
4. Разметим на листе место приклеивания заготовки. (рис.)
5. Наклеим заготовку только на одну часть листа за один клапан.
На страницах книги я использовала разные методы техники рор-up :
(слайды 15-23)
метод «V-сложение» (волны)
метод «М-сложение» (лягушка)
метод «параллелограмм» (щука, олени)
метод «Открытых форм» (лисица)
метод «Сгибающихся форм» (белка)
метод «Зиг-заг» (журавль).
(слайды 24, 25)
Когда я начала использовать на занятиях эту книгу, я поняла, насколько интересен стал детям коррекционный процесс, ведь малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Тогда уже я задумала изготовить и другие книги в этой технике совместно с родителями, предоставив им возможность самим выбрать направление коррекционной работы.
(слайд 26)
Я провела мастер-классы для родителей по изготовлению страниц в технике поп-ап, а также предоставила на выбор игры по развитию лексико-грамматических категорий:
- назови ласково;
- противоположности;
- назови семью;
- предлоги и т. д.
На данный момент готовятся несколько таких пособий разными семьями.
(слайд 28)
Я составила картотеку игр и упражнений для работы с книгой «Волшебные узоры»
Возможности дальнейшего развития проекта :
• Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.
• Выступления на семинарах, конференциях различного уровня (Презентация опыта на ГМО учителей-логопедов, на РМЦ).
Ожидаемые результаты проекта : (слайд 29)
• Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ.
• Стабильно высокие показатели готовности детей к школе по образовательной области «Речевое развитие»
• Создание копилки методических и практических пособий (картотека игр представлена на слайде)
• Обогащенная предметно-развивающая среда логопедического кабинета и групп ДОУ.
• Непосредственное вовлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
• Удовлетворенность родителей в качестве предоставляемых услуг.
(слайд 30) : Спасибо за внимание!