Ольга Грачёва
«Активизация включения родителей в образовательный процесс в ходе проекта «Куклы наших прабабушек».
▼ Скачать + Заказать документы
Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей опирается, в частности, на работу по патриотическому воспитанию детей. В настоящее время данный вопрос чрезвычайно актуален. Важность патриотического воспитания на современном этапе подчеркнута в государственных документах в области образования – «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года», программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2016 годы», Указе Президента РФ (№ 1416 от 20 октября 2012 г.) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в которых говорится об обеспечении исторической преемственности поколений, развитии национальной культуры, воспитании патриотов. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Знакомство с тряпичной куклой строится на общении родителей и детей, создает общность интересов и сближает их духовно, а любое общение – это обогащение детей.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Работу по данной теме была начата с подробного изучения собранной мной информации о народной кукле и анкетирования родителей. Проведённый анализ анкетирования на тему «Как мы играем с ребёнком?» показал, что дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской кукле.
Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Формирование эстетически – художественного вкуса и эстетического отношения к национальной культуре возможно лишь при условии руководства со стороны взрослого, а для этого необходимо сотрудничество с семьями воспитанников. Для решения задачи эстетического воспитания и развития творческой активности детей важно правильно организовать партнёрство с родителями. В ходе партнё рства мы использовали такие формы взаимодействия:
Родительское собрание на тему : «Воспитание гражданственности через знакомство с русской народной тряпичной куклой». Собрание проходило в форме ток – шоу «Есть мнение», в котором обсуждалось проблема гражданственности через знакомство с русской народной тряпичной куклой с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. Где была проведено анкетирование на тему: «Как мы играем с ребёнком?».
Привлекала родителей к помощи в подборе материала по теме проекта : изготовление альбомов «Моя любимая игрушка», «История тряпичных кукол», «Технология изготовления тряпичных кукол».
Так же, чтобы вовлечь родителей в наш процесс работы, нами проводились совместные мастер-классы, где родители знакомились со способом изготовления тряпичной куклы : «Травница», «Крупеничка», «Благополучница», «Капустка».
В группе оформлен уголок для родителей «Славянская тряпичная кукла», где помещается информация практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребёнком тряпичную, соломенную, деревянную куклу. Таким образом, родители узнавали историю возникновения игрушки, её воспитательное значение, приёмы изготовления. В таких уголках помещалась и другая информация: папки-передвижки «Во что играли наши бабушки», «Русские народные тряпичные куклы». Консультация для родителей «Значение русской тряпичной куклы в воспитании подрастающего поколения». Привлекались родители к помощи в организации выставки и мини-музея народной тряпичной куклы. Проводился совместный праздник «Масленица».
Взаимодействие с семьёй проводилось по принципу активного вовлечения
родителей в жизнь детского сада. Мною составлена программа социального партнёрства с родителями.
Мне хотелось, чтобы родители стали моими единомышленниками и друзьями. Мониторинг показал, что далеко не во всех семьях эта работа нашла отклик, 25% родителей неохотно участвовали в проекте, но очень порадовало, что 75% приняли активное участие. На родительских собраниях постаралась объяснить цель и задачи своей работы. Родителям были понятны мои задачи, они согласились с ними и были готовы к сотрудничеству, они с радостью и интересом воспринимали домашние задания, которые время от времени выполняли дети ( н-р: сделать поделки к конкурсу, выучить пословицы о труде, нарисовать свою любимую тряпичную куклу и. т. д.). Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческого проекта приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Проект по знакомству с тряпичной куклой поспособствовал позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.
Формула успеха заключается во взаимной привязанности детей, родителей и воспитателя – увлечённых любимым делом.