Марина Слесарева
«Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения» (часть 1)
▼ Скачать +Заказ
Паспорт проекта
Название проекта
«Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения»
Ф. И. О. автора: Слесарева М. А.
Тип проекта : исследовательский
Проблема:
Недостаточно разработанная система работы по реализации проектной деятельности в Дошкольном отделении.
Гипотеза:
Публикация «„Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения“ (часть 1)» размещена в разделах
Методическое сопровождение образовательного процесса поможет внедрить метод проектной деятельности в практику работы Дошкольного отделения в полном объеме.
Цель:
• Разработать систему по внедрению в образовательный процесс Дошкольного отделения ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма» инновационной технологии проектной деятельности
• Разработать инструкции и рекомендации для воспитателей Дошкольного отделения по внедрению в работу проектного метода.
Конечный продукт:
• Программа методического сопровождения внедрения технологии проектной деятельности в практику Дошкольного отделения ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма»
• Инструкции и рекомендации для воспитателей Дошкольного отделения по внедрению в работу проектного метода
Объект исследования:
Образовательный процесс в ГБОУ Гимназии № 1404 «Гамма»
Предмет исследования:
Использование в образовательном процессе новых форм и методов работы
Оборудование:
Интернет-ресурсы, библиотечные и справочные материалы, компьютерное оборудование и видеооборудование.
Актуальность проблемы
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в Дошкольном образовательном учреждении.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники несколько лет назад, следовательно, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества. Важным становится не конечный результат, а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно.
В дошкольных учреждениях ведется постоянная работа по выбору наиболее эффективных средств обучения и воспитания, одним из которых является метод проектов, позволяющий повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс.
Основная часть
1.1. Исторический аспект возникновения метода проектов в педагогике.
Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании. Основоположником метода проектов является американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его ученик и коллега В. Х. Килпатрик. В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
По мнению Дж. Дьюи, ребёнок - это солнце, вокруг которого всё вращается. Дж. Дьюи говорил, что ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Учёный считал, что при организации обучения на активной основе следует исходить из четырёх инстинктов ребё нка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. По мнению педагога, ребёнок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен, как в жизни, «развивать инициативу, творчество, участие», таким образом характеризуя обучение как понятие, сообразное личным интересам ребенка.
Профессор Килпатрик под проектом подразумевает энергичную деятельность детей, которая ими выбрана свободно и выполняется охотно, «от всего сердца». В 1918г. вышла в свет известная статья В. Х. Килпатрика «Метод проектов», в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.
В проектной деятельности обретают дальнейшее развитие личностный и деятельностный подходы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, а также компетентностный подход (А. Л. Андреев, В. И. Байденко, Л. Н. Боголюбов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. Н. Куницина, О. Е. Лебедев, А. К. Маркова и др.).
Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес»
В России метод проектов был известен ещё с 1905 года. Тогда группа российских педагогов под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Метод проектов был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов и ученых России начала прошлого века: Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной, Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина. После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской.
Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Е. Г. Кагаров впервые в советской педагогике определил этапы проекта. Он считал, что:
1) исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
2) проект должен осуществляться поэтапно;
3) школьные проекты могут быт как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны;
4) ведущим становится принцип самодеятельности : сами по себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;
5) проект - есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе с окружающей средой. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. По М. Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:
1) постановка задачи;
2) разработка самого проекта принятого задания;
3) организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
4) непосредственно трудовая деятельность;
5) учет проделанной работы.
Педагогические принципы (по М. В. Крупениной) :
1) Самодеятельность : сотрудничество детей и взрослых.
2) Деятельностный подход : учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3) Актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе : взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
Этапы проекта :
1) Постановка задачи.
2) Разработка самого проекта принятого задания.
3) Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
4) Непосредственно трудовая работа.
5) Учет проделанной работы.
Российские ученые в 20–х гг. XX века выделяли следующие учебные проекты :
1) по составу участников – коллективные и индивидуальные;
2) по целевой установке – игровые, общественно – полезные и производственные;
3) по срокам реализации – большие и малые.
В 30–х гг. в СССР велась активная разработка комплексно-проектных программ. Основой являлось приобретение лишь тех знаний, которые связаны с необходимостью выполнения практических работ на производстве, сельскохозяйственном труде.
В итоге данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно – урочная система, не выполнялась программа обучения).
В 50-х г. г. широкое распространение проектный метод получил в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляли планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый являлся помощником в достижении целей.
Появление метода проектов в дошкольном образовательном учреждении обусловлено введением в содержание дошкольного образования системы развивающего обучения. При грамотной организации работы дошкольники с интересом включаются в исследовательскую деятельность, совместную работу, стремятся к получению конкретных результатов.
Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для интеллектуального развития детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к работе детского сада.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике дошкольных образовательных учреждений и является одним из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.