Татьяна Леонидовна Плешко
Проект для детей с ОВЗ «Ай да Репка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №196 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
Проект : «Ай, да Репка!»
Номинация «Проект месяца»
Плешко Татьяна Леонидовна воспитатель
Санкт-Петербург
2021 г.
Актуальность проекта.
Темочки:
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- «Репка»
- «Репка». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы рассматриваются в одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей с ОВЗ. Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ, очень актуальна и важна. Одним из ведущих средств социально - эмоционального развития таких детей является театрализованная деятельность.
Тип проекта : творческий, групповой
Цель проекта : развитие познавательной, эмоциональной сферы; речевых, коммуникативных, двигательных умений у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность.
Продолжительность: месяц
Участники проекта : дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели
Задачи:
-Создание благоприятных условий для развития детей с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей.
-Формировать навыки речевого общения.
-Расширять словарный запас у детей, развивать связную речь.
-Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
-Развитие эмоциональной сферы у детей.
-Воспринимать эмоциональные состояния сказочных персонажей и осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.
-Развитие детского творчества в различных видах детской деятельности.
-Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Стабилизация эмоционального состояния детей (снятие психического и физического напряжения, снижение тревожности, страха, агрессии, создание положительного эмоционального настроя).
Предполагаемый результат проекта :
-Пробудить интерес к театрализованной деятельности.
-Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности.
-Сформировать представление о различных видах театра.
-Способствовать развитию речи, мышления и воображения.
-Научить робких и застенчивых детей включаться в театрализованную игру.
Итоговый продукт проекта :
Инсценировка сказки «Ай, да Репка!»
Этапы реализации проекта :
1этап: Подготовительный
- Составление плана мероприятий по работе с детьми.
- Сбор и накопление методического материала, изучение литературы.
- Изготовление атрибутов.
- Подбор наглядной информации.
2 этап: Основной
- беседы с детьми о театре;
- чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование;
- показ театрализованных игр;
- совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса;
- разучивание текста роли;
- настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры,
- проигрывание детьми разных видов театра: пальчиковый и настольный театры, настольно-печатный театр, театр БИ-БА-БО, кукольный театр.
- «Творческая мастерская» (создание необходимых костюмов или элементов костюмов, декорации, и т. д.).
3 этап: заключительный
- Показ музыкальной сказки «Ай, да Репка!»
Реализация проекта :
Беседы:
«Что такое театр?» (Приложение № 1)
«Как вести себя в театре»
«Виды и жанры театра» (Приложение №2)
«Виды театра нашей группы» (Приложение №3)
Театральные игры, игры-драматизации:
Игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем»
Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа»
Игра «Зеркало»
Игра «Изменю себя друзья, догадайся кто же я!»
Игра на выражение эмоций «Сделай лицо»
Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т. д.
С/Р игра «Театр»
Показ настольного театра по сказке «Репка»
Пальчиковый театр «Репка»
Показ сказки «Репка» куклы БИ-БА-БО
Пальчиковая гимнастика:
«Мизинчик»
«Весёлые человечки»
«Веселые сочинялки» (пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра)
Артикуляционная гимнастика:
Гимнастика для язычка: «Путешествие язычка», конфетка
Зарядка для губ «Весёлый пятачок»
Настольные игры:
«Собери сказку»
«Расскажи сказку»
«Назови сказку»
«Любимые сказки»
«Путешествие по сказкам»
«Сказочное домино»
Подготовка к музыкальному спектаклю:
Чтение русской народной сказки «Репка».
Чтение сценария спектакля «Ай, да Репка!». (Приложение №4)
Распределение ролей.
Разучивание диалогов, танцев, песен.
Изготовление декораций и реквизитов для представления
Изготовление афиши, программок, пригласительных билетов для представления
Заключительный этап
Театрализованное представление «Ай, да Репка!».
Литература:
1. Агапова, М. А. Давыдова И. А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М. ; АРКТИ, 2010
2. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2004г.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М. : Школьная Пресса, 2004г.
Приложение №1
Цель: Знакомство дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству.
Беседа 1 «Что такое театр?»
В театр надо приходить в нарядной, красивой одежде. Когда мы входим в театр попадаем в фойе. Здесь находится раздевалка, зеркала и диванчики. Фойе – это помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта. Антракт – промежуток между действиями спектакля. Спектакль может состоять из нескольких отделений. Раздевшись, посетитель попадает в зрительный зал. Там много кресел, поставленных рядами – это партер. Над партером по бокам находится бельэтаж. Задние ряды партера называются амфитеатр. Места, расположенные над амфитеатром, называются балкон. Перед зрительными рядами находится сцена, на сцене закрытый занавес, за занавесом находятся декорации. Человек, любящий смотреть спектакли называется – театрал. Для привлечения людей в театр, расклеиваются афиши. Афиша – это реклама спектакля.
Театр – это коллективное искусство. Когда вы приходите в театр то покупаете программку. Открыв ее, вы видите какой большой коллектив занят в создании спектакля. Все участники театрального процесса помогают актеру как можно глубже и тоньше показать пьесу, раскрыть сущность человеческих характеров. Поэтому нужно уважать работу актеров и соответственно вести себя в театре.
Приложение №2
Беседа 2 «Виды и жанры театра»
Цель: Знакомство детей с видами театра
Ход беседы:
Воспитатель: Скажите, как вы проводите свой выходной день? Куда можно сходить с родителями, бабушками, дедушками в выходной день.
Воспитатель: Я вам покажу места, где можно провести выходной день. Посмотрите на презентацию. Вы узнаете о том, какие же бывают виды и жанры театра. (Слайд 1)
Воспитатель: Театры бывают различного назначения.
В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. (Слайд 2)
В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. (Слайд 3)
В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные. (Слайд 4)
В уличном театре актеры выходят на площадь и показывают представление. Зрителями могут быть все прохожие. (Слайд 5)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется этот вид театра (Слайд 6)
Воспитатель: Верно. Это театр с участием дрессированных животных. Они тоже выступают на сцене и играют свою роль.
Воспитатель: В театре же юного зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актёры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. (Слайд 7)
Воспитатель: А это что за театр?
Воспитатель: Верно. Это кукольный театр, в котором вы не раз были с родителями, бабушками, дедушками. В кукольных спектаклях актеры управляют куклами и озвучивают их своими голосами. (Слайд 8)
Вот посмотрите на кукол для театра теней, все персонажи вырезаны из черной бумаги, прикреплены на специальные палочки.
(Демонстрация кукол из теневого театра)
Воспитатель: Театр на фланелеграфе. (слайд 13)
Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладывают на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом, можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки - героев сказок. Такой театр есть в каждой группе нашего детского сада. (Демонстрация фланелеграфа с куклами).
Приложение 3
Виды театра в нашей группе.
«Театр на варежке»
Для «варежкового» театра можно использовать ненужные детские варежки.
«Театр на тарелке»
Для этого вида театра используем одноразовые тарелки.
«Театр топотушки»
Персонажей для театра топотушек довольно просто изготовить из картона, из старых перчаток, обрезав все ненужное и оставив только два пальца. Можно сделать выкройку персонажей и сшить их из трикотажа.
«Театр БИ-БА-БО или Петрушки»
Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки.
«Театр на фланелеграфе»
Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладывают на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом, можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки - героев сказок.
«Театр пальчиковый»
Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка или контур ладони. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода.
«Театр настольный»
Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол.
Приложение №4
Сценарий инсценировки сказки «Ай, да Репка!» (старшая группа)
Собрались, все терпеньем запаслись.
Дети любят слушать сказки.
Там герои носят маски.
Там полно смешных людей
И не пуганных зверей.
Репка – это самолет? (Нет)
Репка – это бегемот? (Нет)
Может репка – это птица? (Нет)
Или репка как царица? (Нет)
Репка – это корнеплод
Что внутри земли растет.
Сядьте ровно, не шалите
Представление смотрите.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА: ВЫХОД
Рассказчик: Давным-давно в одной деревне жили-были Дед вместе с Бабкой много лет. (включить музыку выход деда)
Рассказчик: Захотелось как-то Деду, репы пареной к обеду. Пошёл Дед в огород и посадил репку (копает, сажает, поливает)
Рассказчик: Он старался, что есть сил, поливал её, растил, приговаривал.
(говорит слова под музыку деда) (стоп музыка)
Дед: Расти репка сладкая, расти репка большая.
Рассказчик: Репка выросла на славу, что за чудо из чудес.
Пошёл Дед репку тянуть. Тянет потянет, вытащить не может.
Дед: Ох, какая репка большая выросла.
Не пошла из грядки репка
Знать в земле засела крепко!
Что же делать? Бабку звать!
Чтоб сподручней репку рвать.
Дед: Бабка, бабка, где же ты?
Иди репку ты тяни. (звучит музыка, идёт бабка)
Бабка: Ждёт меня в избушке прялка,
Да уж деда больно жалко!
Я ведь знаю, что ему, тяжеленько одному!
Дед: Ну – ка Бабка не ленись,
И за мною становись. (хватается за деда, пытаются вытянуть репку)
Рассказчик: Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Бабка: Ох, не вытянуть никак
Нужно внучку в помощь звать.
Рассказчик: позвала бабка внучку. (звучит музыка, выбегает внучка, вприпрыжку)
Внучка: В поле я посла козлёнка,
Распевала песню звонко,
Слышу, бабушка зовёт!
Пусть козлёнок подождёт.
Бабка: Внучка, иди репку тянуть. (хватается за бабку)
Рассказчик:
Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Внучка: Да, не справиться никак
Нужно Жучку нам позвать.
Рассказчик: Позвала внучка Жучку. (звучит музыка, выбегает Жучка, лает)
На дворе сижу, дом сторожу!
Чужих не пускаю, громко лаю: ав-ав-ав!
Внучка: Жучка, иди репку тянуть. (хватается за внучку)
Рассказчик: Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Жучка: Гав, гав, гав, что за беда
Кота звать сюда пора.
Рассказчик: Позвала Жучка кота. (звучит музыка, выходит медленно кот)
Кот: Как у нашего кота, шубка очень хороша!
Как у котика усы, удивительной красы!
Глазки смелые, зубки белые.
Жучка: Кот, иди репку тянуть. (хватается за Жучку)
Рассказчик: Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Кот: Нужно мышку нам позвать.
Рассказчик: Позвал Кот мышку. (звучит музыка, выбегает мышка, пищит, оглядывается)
Кот: Мышка, иди репку тянуть
Мышь Я работать не желаю
День рожденья я справляю!
Дед Мышка! Помощь нам нужна
Без тебя никак нельзя!
Мышь Не хочу я помогать
Одежду я могу помять!
Жучка Что за дерзость!
Бабка Бросьте ссоры и угрозы
Рукавом утрите слезы,
Мышку я уговорю
Я ей сала подарю (уходит)
Бабка (подходит к мышке)
для тебя кусочек сала
Из чулана я достала
Внучка Знаю Мышкины я вкусы
Вот тебе на шею бусы.
Жучка Вот тебе бубенчик мой
Он блестит, как золотой
Кот Здесь на дне вот этой банки
Ложки две густой сметанки
Мышь Что за чудные подарки?
Этот вкусный, этот яркий
Я устрою пир в саду
в гости всех конечно жду.
Дед Мы пришли бы все с охотой
Да не кончено с работой
Нас на грядке репка ждет
С ней немало нам хлопот
Мышь Если взяться вместе дружно
Хлопотать совсем не нужно
Ну – ка, взялись, раз, два, три!
Вот и репка – посмотри!
Рассказчик: Ну и репка, хороша.
Так красива и кругла.
А на вкус должно – вкусна!
Рассказчик: Давайте встанем в хоровод вокруг репки.
Дети (герои) встают в круг, водят хоровод вокруг репки под песню «Как у наших у ворот». Далее встают в линию, поклон.
«Как у наших у ворот»
1. Ай да репка, хороша,
И кругла ты и вкусна,
Ай, люли, ай люли (хлопки перед собой)
И кругла ты и вкусна.
2. Да как дед тебя сажал,
Как тебя он поливал,
Ай, люли, ай люли (идём в круг и обратно)
Как тебя он поливал.
3. Да как вместе мы взялись,
И немножко напряглись
Ай, люли, ай люли (каблучок, кружатся)
Да как вместе напряглись.
4. Славный вырос урожай,
Удивили мы весь край.
Ай, люли, ай люли (хлопки над головой, кружатся)
Удивили мы весь край.