Хромова Татьяна
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Медико-биологические и социальные основы здоровья
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ».
Город – курорт Геленджик МБДОУ №25 «Золотая рыбка»
Воспитатель Хромова Т. М.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того на сколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий образовательное учреждение.
Ребенок! Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни всё меняется кардинальным образом. В привычный жизненный уклад ребенка буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• Четкий режим дня.
• Отсутствие родных рядом.
• Длительный контакт со сверстниками.
• Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому.
• Резкое ущемление персонального внимания именно к нему.
• Особенности пространственно-предметного окружения.
Изменения. Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптационного ребенка отличает :
* преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
* нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
* нарушение сна;
* снижение аппетита;
* регрессия речи;
* изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
* снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовых ситуаций);
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу, оно поселяет чувство тревоги, а не безграничной радости и успокоения. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем всё чаще дают о себе знать следующие проявления.
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательное);
• разговоры с гуляющими мамами на детской площадке всё время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.) и к поведенческим (как общаться с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница».
И вот ребенок в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующего родителя отличает :
• повышенная тревожность;
• обострённое чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного внимания до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями прожитого ребенком дня);
Педагог.
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса. Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает :
• чувство внутреннего напряжения, которые приводит к быстрой физической и психологической утомляемости.
• повышенная эмоциональность;
Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации :
• легкая (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2х до 6и месяцев);
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идёт в группу.
• ребёнок всё охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
АДАПТАЦИЯ – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2месяца, некоторые не могут привыкнуть в течении года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
• возраст;
• состояние здоровья;
• уровень развития навыков самообслуживания;
• умение общаться со взрослыми и сверстниками;
• сформированность предметной и игровой деятельности;
• приближенность домашнего режима к режиму д/с;
С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ МАЛЫШУ.
! Во-первых надо помнить, что до 2-3х лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворения потребностей ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут поскольку сами нуждаются в том же.
! Во-вторых, дети 2-3лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуации в яслях приводит тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
! В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
! В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложки покормить, оденет и игрушки уберёт на место. Придя в Д/с, ребё нок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: сосать соску, ходить в подгузниках, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдёт более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают слёзы у ребенка.
• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
• Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не бывает так важна.
• Психологическая неготовность ребенка к Д/с. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
• Отсутствие навыков самообслуживания Это сильно осложняет пребывание ребенка в Д/с. К моменту поступления в Д/с ребё нок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании;
• Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, но может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
• Неумение занять себя игрушкой.
• Наличие у ребенка своеобразных привычек. К сожалению, иногда родители совершают ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае.
! Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что он «обещал не плакать», тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придёте.
! Нельзя пугать детским садом.
! Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Тревога усилится.
! Нельзя обманывать, говоря, что вы придёте очень скоро. Лучше сказать правду.
Способы уменьшить стресс ребенка.
• Необходимо создать дома для ребенка режим дня соответствий режиму ДОУ.
• В первые дни не следует оставлять малыша в Д/с больше 2х часов. Время пребывания нужно увеличить постепенно.
• По прошествии 2-3 недель, учитывать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желания малыша, можно остановить на целый день.
• Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Формируем позитивное отношение к ДОУ.
• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет, какую одежду оденет в сад.
• В выходные придерживаться режима дня, принятого в ДОУ.
• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в Д/с.
Всё это время рассказывают о садике, о том, как много интересного его там ждёт.
Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями.
! В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в Д/с.
Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
! Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слёзы. Это не выход ребенок может привыкать к саду 2-3 месяца.
! Родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относиться к шишкам и синякам.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
• Как можно больше времени проводить с ребенком в этот период
его жизни. Этим мама покажет, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
• Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день – верный знак того, что он освоился.
• Адаптационный период проходит у каждого ребенка по разному. Но привыкание к ДОУ – это тест для родителей, насколько они готовы поддержать ребенка.
Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение.
! Почти всем детям хорошо помогает спокойные и нешумные игры на воде в конце дня – 15-20мин.
! Постарайтесь подольше погулять на свежем воздухе и поговорить, обсудить события дня.
! Исключите из развлечений телевизор вечером, кроме «Спокойной ночи малыши».
! Можно сделать массаж.
! Почитайте сказку.
Каким бы замечательным не был Детский сад, какими бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем родители.
Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», 8мь часов в саду не покажутся ему такой оглушающей вечностью и стресс отступит.