Наташа Владимировна Романченко
«Адаптация детей раннего возраста». Из опыта работы воспитателя первой младшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация детей раннего возраста»
Из опыта работы воспитателя первой младшей группы детского сада.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа воспитателя
- Темочки
При поступлении ребенка в ДОУ происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовые ситуации. Возрастная незрелость системы адаптации одних механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть, часто болеет.
Работая воспитателем первой младшей группы, я отметила для себя, что далеко не все родители понимают как тяжело ребенку адаптироваться к новым условиям. Родителям хочется побыстрее оставить ребенка на весь день. Что приводит к стрессу. Адаптация затягивается. Ребенок начинает болеть.
Поэтому, при первом знакомстве с родителями рассказываю почему постепенно надо приучать малыша к детскому саду. Приводить 2-3 часа первые 2-3 недели, Потом, постепенно увеличивая время пребывания ребенка в детском саду. Важно за некоторое время до прихода в детский сад, перевести малыша на режим, как в ДОУ. Больше рассказывать о детском саде, как здесь хорошо. Если малыш все время только с мамой, то оставлять его на некоторое время с другими родственниками.
Самое главное положительный настрой на детский сад самих родителей, если родители верят, что детский сад самое лучшее место на земле для ребенка, так же будет считать и малыш.
Конечно, труднее всего переносят изменения условий жизни малыши до 1,5 лет, потому что им еще необходим контакт с мамой.
Первое время рекомендуем принести ребенку любимую игрушку. Это его успокаивает. А некоторые дети у нас, даже приходили с любимым пледом.
Мы, воспитатели, со своей стороны, стараемся сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Создаем атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи. Внимание ребенка привлекают яркие красивые игрушки, разнообразные конструкторы (крупные, мебель для детей и кукол, книжки.
Творческая зона дает возможность детям выплеснуть свои эмоции: предлагаем детям цветные карандаши, мелки, пластилин.
Умиротворяюще действуют на детей упражнения с песком и водой. Такие упражнения имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающие и расслабляющее действие
Так же дети любят играть с мячами и шариками, что тоже помогает отвлечь и успокоить ребенка. Дети учатся играть вместе.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать любимую игрушку, посидеть рядом. Еще мы включаем колыбельные песни. Слушая колыбельную ребенок защищает свою психику.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Ребенок видит в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры у нас фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Дети любят такие подвижные игры, как: «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем мишку», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Догонялки» и др.
С удовольствием дети выполняют движения под музыку со словами: «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Капельки прыгают» и другие.
Большинство детей моей группы начало посещать детский сад летом. И летние тематические развлечения с разными героями тоже помогают в адаптационный период.
Особое внимание уделяю робким, застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Использую пальчиковые игры, которые поднимают настроение детям так же они обучают согласованности и координации движений. Использую такие игры как «Кто в кулачке?», «Игра с кистями рук», «Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», «Месим тесто».
Дети двух - трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Основы общения закладываются именно в адаптационный период и помогут такие игры: «Передай колокольчик», «Зайка», «Позови» и др.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Стараюсь убедить родителей внимательно прислушиваться к нашим советам, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребенок видит хорошие доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.