Гатилова Наталья
Проект «А у нас скоро праздник»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название проекта : " А у нас скоро праздник "
2. Авторы: Гатилова Н. А., Акимова Т. В.,
3. Вид проекта : Иследовательско-творческо-практический
4. Длительность: Долгосрочный (сентябрь-май)
5. Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
6. Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
7. Девиз:
Пускай пока малы мы ростом,
Хотим так много мы узнать,
Быть любознайкой далеко не просто,
Но как приятно познавать!
8. Актуальность проблемы:
Темочки:
Культура – это мир, создаваемый человеком: мир материальный и духовный, где происходит реализация физического и умственного труда в предметах, представлениях, социальных и производственных отношениях, во всём, что окружает наш внешний и внутренний «МИР».
Часть культуры – традиционная народная культура. Она непосредственно связана с предметной средой и гармонично вплетается во все сферы жизнедеятельности человека.
Более чем ныне, наши предки ощущали своё единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами и праздниками помогают и себе и природе, тем самым способствуют единению и гармонии.
Проблема нравственного, патриотического, духовного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.
Однако наше поколение катастрофически теряет искусство жить в ладу с природой, а так же, ощущение причастности к великим богатствам прошлого своего народа, тем самым нарушая гармонию мироздания.
Народные праздники по своей сути — духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.
Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколение.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
Наша задача, суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям.
Наша педагогическая задача заключается не в том, чтобы успеть передать своим питомцам сумму информации, ведь самая важная информация сама по себе не увеличивает духовного богатства. Главное собственной увлечённостью, приобщить учащихся к родным истокам, к участию в общем деле и дать им возможность приобрести ощущение причастности к великим богатствам прошлого своего народа.
9. Цель:
Используя метод проектов, познакомить детей с различными праздниками, сформировав у дошкольников глубокий интерес и уважение к празднику, традициям и духовным ценностям своего народа, к традициям и обрядам различных народов и народностей и воспитать гражданские чувства, толерантность к иным культурам, через различные виды эмоционально-образной творческой деятельности. Воспитывать у детей интерес к народным гуляниям, помочь проникнуться сказочностью, волшебством праздника.
10. Задачи:
-Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
-Создавать условия, при которых большинство учащихся принимают посильное участие в мероприятиях и испытывают личностный рост, радость и успех.
-Создать предметно-развивающую среду;
- Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений;
-Воспитывать эмоционально-образное отношение к народной культуре, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к традициям и духовным ценностям своего народа.
-Развивать осознанное восприятие различных видов народного творчества (песни, танцы, сказки, традиции и праздники)
-Развивать образное и ассоциативное мышление, фантазию и воображение.
-Развивать навыки самостоятельной работы с информацией.
-Поощрять и применять предложения самих детей в работе над проектом.
-Замечать и поощрять результаты деятельности учащихся, пусть даже самые незначительные.
-Формировать у детей основы нравственности и начала экологической культуры;
-Включать и активизировать детей в различных видах деятельности (празднично –игровой, трудовой, художественно-продуктивной, музыкальной, коммуникативной, двигательной);
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения, пословицы, сказки;
-Вовлекать родителей в педагогический процесс группы, укреплять заинтересованность в сотрудничестве с детским садом, друг с другом;
- Воспитывать в детях доброе отношение к людям, друг к другу, трудолюбие;
-Воспитать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
12. Нормативно-правовая база:
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.
Предлагаемый проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы и содержание проекта соответствует ФГОС;
13. Анализ ситуации и жизненной проблемы:
- Проблемная ситуация – У нас скоро праздник! Кого и как поздравить?
-Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
14. Участники:
1) Воспитатели ГБОУ Школы № 1788 ДО № 2
группы № 8 Гатилова Наталья Александровна (стаж 1,5 года);
группы № 7 Акимова Татьяна Викторовна (стаж 30 лет, высшая категория);
2) Музыкальный руководитель Валеева Наталья Николаевна (стаж 25 лет, высшая категория);
3) Дети (сплоченный, дружный коллектив, разные по характеру, физическим и интеллектуальным возможностям (есть дети с ОВЗ, объединенные духом и целью) - 33 мальчика и 34 девочки;
4) Родители детей, принимающие активное участие в жизни детей и детского сада
16. Риски неэффективности проекта
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Не высокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников.
4. Не все воспитатели могут организовать и руководить детскими исследованиями на высоком методическом уровне.
5. Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объема изучаемого материала
17. Пути решения
1. Распределить среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению. 2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов.
3. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности по экологическому воспитанию дошкольников.
4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по проекту «А у нас скоро праздник", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
18. Ожидаемые результаты:
-Проект сформирует у дошкольников представления о праздниках и знаменательных датах, имеющих важное значение для нашей страны и ее людей;
- Сформирует укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;
-Сформирует эмоционально — осознанное отношение к народному творчеству, традициям и праздникам, эстетическое восприятие фольклора в его художественном и самобытном разнообразии;
- Проект сформирует навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками, родителями, учителями и воспитателями при решении различных творческих задач;
-Разовьет духовно-нравственные и эстетические чувства, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям своего и других народов.
-Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит;
- Проект сформирует умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- Проект поможет освоенить доступные знания об истории праздников ;
- Проект поможет развититию творческой деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями;
-Развить речь детей, обогатить словарный запас через песни, стихотворения, скороговорки, частушки, загадки;
- Проект способствует вовлечению родителей в педагогический процесс группы, укреплению заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
-Будут проведены праздники ко дню рождения детского сада; ко дню рождения детей, родившихся в летние месяцы; осени; торжественное открытие библиотеки, ко дню матери; проведение праздника «Встреча Нового года»; Каляды; Святого Валентина; проведение развлечения для детей, посвященного дню защитника отечества «Сильные смелые, ловкие, умелые»; проведение праздника «Женский день 8 Марта»; дню смеха; дню космонавтики; дню победы; праздник русской березки;
- Пройдут выставки творческих, детско-родительских работ
-Будет изготовлена книга своими руками " А у нас скоро праздник!"
19. Благополучатели проекта :
Основными благополучателями проекта являются дети :
У них появится интерес к проектной деятельности. Удовлетворят потребность познания эффективным и доступным способом.
Получат положительный нравственный опыт.
Родителям предоставиться возможность повысить педагогическую компетентность, активно участвовать в жизни детского сада.
Педагоги установят более тесный контакт с семьями воспитанников и получат возможность согласования с ними целей и ценностей образовательной деятельности.
20. Материально-техническое обеспечение:
детского сада соответствует ФГОС ДО и отвечают всем требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013. В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития детей с учетом основных направлений деятельности учреждения.
В группах созданы условия для индивидуальных и коллективных игр, самостоятельной активности детей (музыкально-познавательной и исследовательской, проектной и интеллектуальной, театрализованной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий. В каждой группе есть «Экологический уголок» с различными видами растений и оборудованием по уходу за ними, каждое растение имеет паспорт, собраны коллекции семян и гербарии, много дидактических игр, пособия для экспериментальной деятельности. Создается видеотека.
21. Этапы реализации проекта :
1 тап – Подготовительный.
Шаг 1. Работа с педагогами.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности
Задачи:
-Расширять знания педагогов о значении проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
-Формировать представления о правильной организации проектов
-Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков творческо-проектной деятельности.
Педагогические чтения:
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» : важнейшая задача воспитания – формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.
Педагогический час
«Календарь народных праздников и памятных дат- основа комплексно-тематического планирования в свете ФГОС».
Консультации:
«Учимся сами и учим детей народной мудрости, традициям, обрядам!».
Цель: привлечение музыкального, физкультурного работников и других педагогов к участию в проекте и его реализации, совместному творчеству
Шаг 2. Работа с родителями.
Цель: Взаимодействие ДДУ с родителями должно быть направлено на формирование единого воспитательного влияния на ребенка.
Оформление наглядной информации:
стендов, папок-передвижек «Из истории праздников»
-Консультации:
- «Учим, воспитываем, развиваем средствами народной педагогики»
- «Как праздновали праздники на Руси»
-" Современные веяния и забытые традиции"
2 этап – Разработка проекта.
Шаг1.
-Подготовка компьютерной презентации для детей о праздниках, разработка акций.
- обсуждение вариантов поиска информации;
-планирование этапов творческой деятельности;
Шаг 2.
-Подбор народных игр, забав, пословиц, стихов.
- подбор материала, оборудования, которые могут понадобиться для продуктивной деятельности;
-обсуждение продуктов деятельности, которые дети планируют получить в конце проекта;
Шаг 3. Составление сценария праздников
Составление плана мероприятий в рамках тематических дней
3 этап – Реализация проекта.
Данный этап включал в себя интеграцию образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи»
Шаг 1. Совместная работа с детьми и родителями:
- Беседа «Мудрые праздники»
-изготовление атрибутов к празднику и развлечениям
-показ компьютерной презентации о народных праздниках
-просмотр слайдов, фотографий о проведении праздников в ДОУ
- изготовление поделок; рисунков к выставкам
-сбор информации о праздниках и участие в оформлении стенда «Лучшие праздники»
-подготовка и проведение ярмарки «Праздничные вкусняшки»
-изготовление атрибутов и костюмов к празднику
- организация выставки рисунков «Народный праздник глазами детей»
- организация выставок поделок
- проведение акций
-включение праздничных блюд в перспективное меню
-Народные игры и забавы с народными игрушками
-Проведение фотосессий
-Размещение фотографий на сайте детского сада, в портфолио воспитателей
Шаг 2. Совместная работа воспитателя с детьми
-Рассказ воспитателя о праздниках «Праздники и знаменательные даты моей Родины»
-Рассказ воспитателя о растениях, о полезных и лечебных свойствах различных растений
-Показ фото, слайдов на компьютере «1 сентября - день знаний», «День защитников отечества» ,«12 апреля – день космонавтики», ««Женский день 8 марта», «Праздник весны и труда», «День победы»
-Беседа «Лучший мой подарочек»
-Рисование «Атрибуты праздника»
-Праздничное угощение
Речевое развитие детей
-Чтение сказок, где упоминается праздниках, чтение отрывков из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»;сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»,р. н. с. «Морозко»;рассказов К. Авдеенко «Защитники Отечества», И. Красниковой «Подарок маме»,Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине», Б. Алмазова «Горбушка», Л. Воронковой «Таня выбирает елку», В. Сутеева «Елки»;стихотворений А. Барто «Разговор с дочкой»,Е. Новичихина «Космонавты», Ю. Макарова «Неудачный полет», Н. Найденовой «Зимний гость»; заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине», «Огонек», Е. Трутневой «Елка»
-Просмотр м\ф «Пчела Майя», «Вини-Пух» «Мешок яблок»,, «Сказка о царе Салтане»,«Золушка», " День рождения кота Леопольда", «Мама для мамонтенка», «Полет на луну», «Голубой метеорит» («Веселая карусель», выпуск 3, «С новым годом», из серии Лунтик и др. Рассказы детей о том, как проходят праздники в их семьях.
-Викторина "В каких м\ф или сказках присутствует атрибуты праздника"
Познавательное развитие и Игровая деятельность:
- Констуирование: из строительного материала и конструктора «лего» «Крепость», «Ракета»
-Вариант сюжета для ролевой игры «Приём гостей», «Подготовка к празднику», «Идем в первый класс», «День защитников отечества», «Скоро праздник наших мам», «Украшаем елку», «Магазин» сюжет: «Выбираем подарки для близких», «Космонавты» сюжет: «Путешествие на луну», «Детский сад» сюжет: «Праздник в д/с», «Ателье» сюжет: «Шьем платье для Нового года», «Почта» сюжет: «Отправляем поздравления», «Парикмахерская» сюжет: «Праздничные прически».
-Народные игры: «Угости друга яблочком», «Передай яблочко по кругу», «Кто больше соберёт яблок», «Достань яблочко из воды», «Яблочко на верёвочке» ,«Прокати орех в воротца», «Самый меткий», «Кто больше соберёт орехов» (разными способами)
-Игры с песком – праздничная выпечка
-Дидактические игры «Профессии», «Магазин подарков»(подобрать подарки к праздникам, «Наряди куклу на праздник», «Назови символы»
Художественно – эстетическое развитие:
-Слушание песен и муз. произведений : «Чему учат в школе» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского; «Что такое Новый год?» сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова; «Там, где Новый год» гр. «Волшебники двора»; «Заправлены в планшеты космические карты» муз. О. Фельцман, сл. В. Войнович; «Разукрасим все планеты» гр. «Барбарики»; А. Чернышова «Песня про бабушку имаму»; «Мамин праздник» сл. С. Вигдорова,муз. Ю. Гурьева; «День победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова; «Офицеры» сл. Е. Агранович, муз. Р. Хозак и др.
-Хороводы: " каравай", «К нам приходит новый год» муз. В. Герчек, сл. З. Петровой;«Елочка – зеленая иголочка»сл. И. Векшегоновой, муз. З. Компанейца;
- танец «Дважды два четыре» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского;«Танец моряка» песн. О. Газманова «Морячка».
- Выставка поделок, выставка рисунков, выставка галереи писателей;
-Аппликация коллективная по праздничным датам
-Театрализованное представление на прогулке, в группе
-Фотовыставка
-Досуги
Социально-личностное развитие детей.
-На основе реализации проекта развивать следующие социально-личностные качества детей: отзывчивость, доброжелательность, вежливость, чувство патриотизма, уважительное отношение к старшим, взаимопомощи.
4 этап – Подведение итогов.
Шаг 1.
- Подведение итогов выставок Номинации «Лучшая поделка», «Лучший рисунок» по каждому празднику
- Проведение итоговых бесед о самых ярких впечатлениях от проведённых праздников
-Создание коллажей
- Создание детского иллюстрированного альбома «Мой любимый …»
- Создание книги " А у нас скоро праздник!"
Шаг 2.
- показ мультимедийной презентации фотальбомов: «А у нас - праздник»
Итоги работы проекта для детей :
1. Рассказы по теме проекта, занятия НОД.
2. Изготовление подарков для членов семьи.
3. Праздники : Проведение праздника «Женский день 8 Марта», Проведение развлечения для детей, посвященного дню защитника отечества «Сильные смелые, ловкие, умелые», Проведение праздника «Встреча Нового года».
Итоги проекта для педагога :
1. Конспекты по теме проекта.
2. Создание библиотеки.
3. Музыкальный СД диск.
4. Планирование по данной теме.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась :
в ходе режимных процессов;
в процессе организации педагогом различных видов деятельности;
в ходе самостоятельной деятельности детей.
Заключительный этап:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Вся работа была направлена на обогащение знаний детей о праздниках и знаменательных датах, имеющих важное, значение для нашей страны, и ее людей, о родном городе, и его достопримечательностях, а также о людях прославивших наш город. Детьми были освоение доступные знаний об истории родного Отечества, приобретены навыки социального общения со взрослыми. Проект формирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, а так же умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
«Встреча» с культурным наследием своей страны, города помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления в работе по проекту и дала представление детям о праздниках и знаменательных датах родной страны, о том, что в ней происходит, о ее людях, о родном городе, и его достопримечательностях, а также о людях прославивших наш город.
Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т. д, песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, сувениры и подарки, а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Беседы и занятия НОД построенные в игровой форме с включением интеграции образовательных областей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.