Новосёлова Ольга
Конспект занятия по речевому развитию «Звуковой анализ слов. Деление на слоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
Задачи:
Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Формирование умения делить слова на слоги, определять ударный слог.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Звуковой анализ слов, Деление на слоги“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающая задача : Развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, внимание, память, мышление.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», мяч, кроссворд, изображение королевы Азбуки и маленьких человечков, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, блокноты для детей.
Ход занятия
Воспитатель: Игра:
"Перекличка" (с мячом).
Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).
Воспитатель: Ребята, наше путешествие по стране «Пиши-Читай» продолжается. Дорога нас привела на гору «Умников», на которой в красивом замке живет маленький народ Умники и Умницы во главе со своей королевой. Ее имя мы узнаем, если отгадаем кроссворд, который подготовили для нас жители замка.
к а р а н д а ш
р е з и н к а
б у к в ы
г л о б у с
к н и г а
р а н е ц
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?.
Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.
Черные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд - сейчас заговорят.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец.
Да нельзя, я - школьный …
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как же зовут королеву народа Умники и Умницы? (читающие дети узнают имя королевы).
Выполняется звуковой анализ слова Азбука
Деление слова на слоги
Выделение ударного слога
Разминка.
«Слушай внимательно»
Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т. д., то дети должны махать руками, как птицы.
Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц, то детям нужно имитировать движения этих животных;
Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т. д.) дети должны ползать по комнате.
Воспитатель: ( На карте появляются королева Азбука и маленькие человечки: девочка и мальчик, жители замка на горе «Умников»). Жители замка приготовили для нас интересные задания и хотят поделиться интересными историями про «хитрые» слова. Хотите узнать про такие «хитрые слова»? (Да). Тогда слушайте.
Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:
большой — маленький,
толстый — тонкий,
веселый — грустный.
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с «хитрыми» словами.
Игра «Хитрые слова».
Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — … («низко»,
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — … («близко»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай — … («конец»).
Воспитатель: А есть еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют замком, лошадь можно называть кобылой. (Воспитатель вместе с детьми вспоминают такие слова и назвать их.)
Самолет — аэроплан, аэробус.
Родник — ключ, источник
Камень — булыжник.
Гора — скала.
И т. д.
Воспитатель: Но и это еще не все «хитрые» слова. Есть слова, которые пишутся одинаково, но ударение падает на разные слоги и от этого меняется значение слова – зАмок - замОк, Атлас - атлАс. Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат и пишутся одинаково, а обозначают разное. Например, «ключ». Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет или дверная ручка. Слово «завод». Это может быть здание, учреждение и завод часов. Слово «брак» - может означать плохо сделанное изделие и брак между мужчиной и женщиной.
А есть еще слово «норка». Какое значение этого слово представляете вы себе? (ответы детей). Вот послушайте стихотворение и попробуйте рассказать о чем в нем идет речь.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке,
Может, норка возле норки?
Нет нигде, пропал и след.
Норка здесь, а норки нет.
Воспитатель: Вот, сколько, много в русском языке «хитрых» слов. Давайте еще раз вспомним группы таких слов :
Слова, противоположные по значению;
Слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же;
Слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное.
Физкультминутка
Игра «Что делает предмет?» (проводится на ковре)
Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.
Например:
нож, ножницы — режут;
карандаш, фломастер, ручка — рисуют;
мыло — мылит;
молоток — стучит.
топор – рубит
пила - пилит и т. д
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что если звуки подружились и буквы, которые обозначают эти звуки, встали рядом, то они образуют слог, а слоги сливаются в слова. Сейчас и мы с вами попробуем из слогов образовать слова.
Вот перед вами на доске слоги. Выложите у себя такие же слоги. (работа ведется по строчкам). Давайте прочитаем их:
УК, ОМ, АМ,
СЫ, РЭ, ПИ
Молодцы, а теперь давайте из этих слогов попробуем образовать слова. А для этого нужно к ним подставить согласные буквы или в начале, или в конце. (дети, при помощи воспитателя образовывают новые слова и читают, что получилось).
Варианты: ЖУК, БУК, ДОМ, СОМ, САМ, ДАМ, СЫР РЭП, ПИР и т. д.
Игра «Буква заблудилась»
Воспитатель еще раз напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Забежала в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Воспитатель: Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Сели в ложку и айда,
Плаваем туда-сюда
Воспитатель:
С какими словами мы сегодня познакомились? (с «хитрыми» словами)
Какие группы «хитрых» слов вы узнали? (слова, противоположные по
смыслу, слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же, слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Королева Азбука и ее жители Умники и Умницы очень нами довольны и приготовили небольшие подарки.
(блокноты). Наше путешествие на сегодня заканчивается. В следующий раз мы с вами отправимся на поляну ребусов. Научимся их разгадывать. Будет очень интересно. Давайте поблагодарим гостеприимных хозяев горы Умников за новые знания, которые мы получили в их замечательном замке.