Анна Ноздрина
Звуковая культура речи: работа со звуками [Ж]-[Ш]
Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Звуковая культура речи: работа со звуками [Ж]-[Ш]» размещена в разделах
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2. Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;
-развивать мышление, память, связную речь;
Ход ООД:
1 этап – мотивационно- ориентировочный
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(ЖУК)
Выставляется игрушка
Воспитатель:- Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.
-Как жужжит жук? (жжж).
А давайте пожужжим как жук.
(ж-ж-ж)
-А сейчас встретим другого гостя.
-Послушайте загадку.
Вот оказия какая,
Нас в траве не замечают.
И на дереве порою.
Мы висим вниз головою.
Разозлюсь – услышишь: «Ш-ш-ш!»
Убегай, чего стоишь?
Нас боятся все не зря,
Лишь на вид проста – …
(Змея)
Выставляется игрушка
Воспитатель:-Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.
-Как шипит змея? (шшш)
2 этап – поисковый
Воспитатель: -Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).
Воспитатель:-Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.
Жук Жужу: -Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.
Воспитатель:- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.
-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.
- А какие это звуки гласные или согласные? (согласные)
- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
- А теперь звук – ш-ш-ш.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
- Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).
3 этап – практический
-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.
Артикуляционная гимнастика.
«ШМЕЛЬ».
Ротик открыть. Язычок в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», язычок движется медленно назад «жжж».
-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А вы хотите поиграть в игру со звуками «Ш-Ж»
1. Дидактическая игра «Слушай внимательно»
Воспитатель:- Возьмите карточки. Что на них изображено?
- Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)
- Как шипит змея? (ш-ш-ш)
-Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.
Слова: плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, машина, флажок. шайба, журнал, швабра, жираф, желтый.
Воспитатель:- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.
2. «Добавь слово»
Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
1. И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
2. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
4. Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет).
5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
3. Игра «Четвертый лишний» (Презентация (Приложение1)
Воспитатель: -А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях которых спрятаны звуки «Ж-Ш»,они прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
Картинки: шишка, шарик, кошелёк, шоколад. Какая картинка лишняя, почему? (кошелёк)
-Правильно ребята, в слове кошелёк звук «Ш» находится в середине слова, а в других словах в начале
-Сейчас назовите следующую лишнюю картинку.
Картинки: малыш, шкаф, шахматы, штаны. Какая картинка лишняя, почему? Малыш лишняя, звук «Ш» находится в конце слова, а в других словах в начале.
Картинки: жираф, жвачка, жилет, мороженное. Какая картинка лишняя, почему? В слове мороженное звук «Ж» находится середине слова, а в остальных в начале.
Картинки: жёлудь, нож, морж, ёж. Какая картинка лишняя, почему? В слове жёлудь звук «Ж» находится в начале слова, а в других в конце.
Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.
4. Воспитатель:- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть с пальчиками, согласны?
«Белочка»
Скачет белка-шалунишка
(«бегают» пальчиками по столу)
Рвёт с сосновых веток шишки
(сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках).
Лапками сжимает ловко
(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несёт в свою кладовку
(«бегают» пальчиками по столу).
Воспитатель: -Молодцы ребята.
5. Следующее задание называется
«Поймай звук»
Дети встают в круг, воспитатель в центре. Воспитатель называет слова, дети ловят мяч, если слышат в словах звук [Ш] или [Ж]. Если звуков нет- мяч отбрасывают.
Шаги, гусь, жаль, осень, школа, шалун, песок, желтый, чулок, жара.
-Молодцы, ребята!
6. Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.
Например: снег-снежок
Слова:
утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок
7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.
Дети выполняют движения около стульчиков
На лужайке, на ромашке (Кружение с поворотом)
Жук сидел в цветной рубашке (Приседание руки на пояс.)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, (Наклоны вправо, влево)
Низко -низко наклоняюсь. (Наклоны в преред)
Воспитатель: -Следующее задание «Повтори чистоговорки»
8. «Повтори чистоговорки»
Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.
Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.
Жи-Жи-Жи у меня ножи.
Шу-Шу-Шу шубу я ношу.
Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.
Аш-Аш-Аш мы доделали шалаш.
Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.
Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.
Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.
Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.
Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.
Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.
Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.
Ужа-Ужа-Ужа впереди большая лужа.
Ышка-Ышка-Ышка там маленькая мышка.
Воспитатель: -Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас за помощь. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними. (Игрушки прощаются с детьми за руки, дети могут потрогать,по гладить их. В группе 10 детей)
4 этап – рефлексивно- оценочный
Воспитатель: -Ребята, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)
-С какими звуками мы сегодня играли?
- Чем они похожи, чем отличаются?
-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)
Последующая работа :
1. Закрепление полученных знаний через развивающие игры со звуками ж-ш.
2. Произношение и разучивание чистоговорок, скороговорок со звуками ж-ш
3. Упражнения для речевого аппарата