Щербакова Людмила Александровна
Конспект НОД «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи : дифференциация звуков с – ш
Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.
НОД.
Орг. момент.
Воспитатель:
Громко дудочка поёт,
На занятие зовет.
/ Дети рассаживаются на места/
Воспитатель:
- Ребята, вы любите ходить в гости?/ да/
Тогда я вас приглашаю в страну речевых звуков.
Публикация «Конспект НОД „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
А вот у каких звуков мы побываем в гостях, вы узнаете, когда мы споем песенку воды и песенку змеи.
Давайте вспомним песенку воды, которая течет из крана: с-с-с /Выставляется буква С, которая обозначает звук С.
А теперь песенку рассерженной змеи: ш-ш-ш. /Выставляется буква Ш, которая обозначает звук Ш/.
Внимание
! Ты говоришь все время не буква, а звук и правильно произносишь не эс, а с, не ша, ш.
-Итак, у каких же звуков мы побываем в гостях? / дети: с-ш/.
- В гости мы поедем на поезде, будем проезжать разные станции, и на каждой станции нужно будет выполнять различные задания. Ну что, готовы, тогда поехали.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Ту-ту, ту-ту гудит паровоз
В страну речевую ребят он повез.
/ сидя на стульчиках, имитируют езду на поезде, согласуя с текстом/.
1. Станция. «Услышь и изобрази звук»
Воспитатель поясняет, что если дети услышат звук С, то нужно изобразить умывание, если услышат звук Ш, сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея.
Для начала Педагог произносит звуки с и ш : то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук.
Затем называет слова со звуками с и ш. Услышав заданный звук, ребята выполняют соответствующее движение:
сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель.
/ четко выделять голосом нужные звуки/
Воспитатель радуется, если дети интересуются, что означает то или иное слово.
Воспитатель:
-едем дальше.
2. Станция. «Хлопни в ладоши»
Педагог объясняет детям новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук с : шампунь, шарф, сережки, сенбернар, шимпанзе, самородок, сазан, шлюпка.
Воспитатель усложняет задание. Если в слове только один звук Ш, надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука ш – два раза :
шакал, шашлычная, шашки, шевелюра, шалаш.
-Воспитатель: Все ли слова вам понятны?
Выполняя задания, дети называют слова, которые им незнакомы. Воспитатель поясняет незнакомые слова.
/ едем дальше/
3. Станция. Физминутка.
Кошка
«С – Ш»
Вот окошко распахнулось,
(руки в стороны)
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз,
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух,
(голова к плечам)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
/едем дальше/.
4. Станция «Стихотворения». / здесь нужны 3пирамидки/!
/ называя слово с заданным звуком, дети выставляют пирамидки/
Воспитатель читает отрывок из стихотворения. Э. Мошковской «Жадина» :
Пес шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Педагог интересуется, понравились ли детям стихи.
«Вообще-то это стихотворение называется „Жадина“, – говорит воспитатель.
– Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой?
Почему вы так считаете?»
Воспитатель повторяет стихотворение.
Затем ставит на свой стол три пирамидки и просит детей назвать три слова со звуком ш. (Шагал, большую, подошел.)
Если дети не могут определить третье слово, педагог читает стихотворение еще раз.
Педагог читает отрывок из другого стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Дети называют слова со звуком с.
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала…
А волосы растут.
/ едем дальше/.
5. Станция. «Где стоит звук» / Картинки: пес, кусок, нос – слова для педагога, слова для детей – окошечко, ландыш, шмель/
Педагог прикрепляет к фланелеграфу решетку из трех ячеек и одно за другим произносит слова:
пес, кусок, нос.
/Дети определяют позицию звука с в каждом слове, а воспитатель кладет цветной кружок в нужную ячейку решетки/.
Далее дети рисуют такие же решетки на листах бумаги (разложены заранее) и делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш : окошечко, ландыш, шмель.
/ едем дальше/
6. Станция. «Чем отличаются?». / картинки шмель и стол/.
Педагог произносит слова шмель и стол и выясняет у детей, одинаково ли звучит звук л в этих словах. / один мягкий звук, другой твердый/.
Все нужные звуки четко выделяешь голосом!
7. Станция. «Детский сад, старшая группа».
-Наша поездка завершается.
-У каких речевых звуках мы побывали в гостях? /с-ш/
- На прощание звуки «с-ш» дарят нам в подарок свою скороговорку
«У шоссе шалаш, шалаш у шоссе».
Она не простая, но я думаю мы с вами её легко выучим и научимся быстро произносить, ведь вы все такие умные и большие молодцы.
-Пора в группу:
Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,
Везут из путешествия компанию ребят.
Заключение.
Тихо дудочка поет,
Отдыхать ребят зовет.
Если останется время, дети вместе с педагогом читают скороговорку (сначала медленно, затем быстрее, потом еще быстрее) :
«У шоссе шалаш, шалаш у шоссе».
Затем ребята пробуют самостоятельно прочитать скороговорку.
Примечание. Вне занятий следует прочитать детям стихотворение Э. Успенского «Страшная история» полностью.
Для индивидуальной работы с детьми по звуковой культуре речи можно использовать рабочие тетради «Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа». (М. : Мозаика-Синтез, 2008).