ирина солдатенко
Конспект занятия по развитию речи «Звуки [С]-[Ш]»
Звуки [С] — [Ш]
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, распо-знавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний суще-ствительных.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] — [Ш].
3. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, со-вершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, со-блюдая правильный порядок слов в предложении.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Звуки [С]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. Учить самостоятельно анализировать слова, читать и писать печат-ными буквами простые предложения.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрос-лый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, пра-вильно это или нет.
Девочка ест кашей. Девочка есть кашу. Мальчик читает книгу. Мальчик читает книгой. Мужчина пьет чая. Мужчина пьет чай. Женщина идет в магазином. Женщина идет в магазин. Кошка си-дит на стулом. Кошка сидит на стуле. Мышка залезла в шкафом. Мышка залезла в шкаф. Мама шьет дочери нарядное платье. Ма-ма шьет дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети. Отец читает книгу детям.
Задание 2. Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Назвать одинаковый первый звук в словах :
шуба, шапка, штаны.
Назвать одинаковый последний звук в словах :
нос, лес, пояс.
Сравнить артикуляцию звуков [С] и [Ш], обратив внимание на положе-ние язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [С] и [Ш], обозначение.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]» :
ш, с, с, ш. ; ша, са, со. ; аш, ас. ; шапка, машина, сапоги, усы, лес, малыш.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
са-ша, со. ; ас-аш, ос-.
Повторить за взрослым серию слогов:
са-са-ша, ша-ша-са, са-ша-ша, ша-са-са, са-ша-са, ша-са-ша.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [С] и [Ш]) :
машина, усы, кошка, крышка; самолет, самокат, шкаф, сумка.
Повторить за взрослым пару слов:
сила — шило, сапер — шофер, миска — мишка, каска — кашка, маска — Машка, касса — каша.
Заменить звук [С] в словах на звук [Ш], придумать с каждой парой слов предложения:
сайка — шайка, сутки —. , споры —. , сок —. , вас —. , нас —. , мыс —. , крыса —. , касса —.
Взрослый называет слово целиком, а ребенок называет его по звукам :
шкаф [ш к а ф], сумка [с у м к а].
Задание 4. Разложить картинки на две кучки: предметы, в названии которых есть звук [Ш], и предметы в названии которых есть звук [С], опреде-лить место звуков в словах, разделить их на слоги.
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С] и [Ш] (см. темы № 25, 30).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Исправь ошибку». (Взрослый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и исправляет ошибки. Обратить внимание ребенка на изменения смысла всего предложения при за-мене одного звука другим.)
Мама положила в тарелку манную каску. Пожарный взял кашку.
Писатель писал башню. Строитель строит басню.
Кошку зовут маска. В Новый год я надену Машку.
Подобрать как можно больше слов со звуками [С] и [Ш], определить место звуков в словах, разделить эти слова на слоги, придумать с ними пред-ложения, используя знакомые предлоги.
Задание 6. Дидактическое упражнение «Назови, кто это?». Опреде-лить место звуков [Ш] и [С] в этих словах.
Играет в шахматы — шахматист, ведет поезд — машинист, под-нимает штангу — штангист.
Составить из слов предложения, найти в них слова со звуками [С] и [Ш], назвать предлоги.
Саня, ехать, машина, на. Шура, ехать, санки, на. Шура, собака, видеть, под, скамейка.
Выучить скороговорки:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре — большие болтушки.
На дворе — травушка, в сундуке — Савушка.
Задание 7. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [С] и [Ш].
Выполнить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов :
сушка, Саша, сушки.
Чтение слов и предложений, списывание, запись по памяти печатными буквами:
Саша, сушка; У Саши сушка. У Саши сушки.