Получи документы

Зрительная гимнастика в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

Людмила Ивина
Зрительная гимнастика в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

Значение зрительной гимнастики

в коррекционно-воспитательной работе

с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Разновидности зрительной гимнастики

Глаза являются наиболее значимым анализатором, с помощью которого мы воспринимаем сигналы из окружающего мира. Движение и предметно-практическая деятельность детей осуществляется при участии и под контролем зрения. Даже ребёнок, имеющий сотые его доли, пытается увидеть как можно больше, используя все свои зрительные возможности. Поэтому педагогам, а также родителям необходимо обращать внимание на зрительное перенапряжение детей, возникающее в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении или дома, особенно это выражено у детей физически ослабленных, часто болеющих или имеющих особенности развития.

Публикация «Зрительная гимнастика в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах

В садах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения проблема зрительного переутомления стоит более остро, чем в садах обшеразвивающей направленности, поэтому педагогам необходимо дозировать зрительные нагрузки и вовремя предотвращать зрительное перенапряжение.

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

чередование занятий с отдыхом;

проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

контроль за правильной позой детей во время занятий;

организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

активное гармоничное физическое развитие детей;

организация рационального питания и витаминизации;

исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.

Зрительная гимнастика - это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах.

Гимнастика для глаз является одним из наиболее доступных, простых в планировании, подготовке и применении среди всех видов профилактической и коррекционной деятельности. Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности при определённой адаптации к имеющимся условиям, уровню развития детей, индивидуальным особенностям воспитанников.

Цель гимнастики : включение в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан (1984). Физические упражнения в сочетании со специальными упраж-нениями мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения.

Так как в период окклюзионного лечения ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях. Восприятие его становится неполным, интерес ребенка к занятиям снижается, самочувствие его ухудшается, а работоспособность падает, поэтому через каждые 7—10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Для этого требуется перерыв 2 — 3 минуты, который должен быть заполнен рационально, например, в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений.

Специальные упражнения для глаз, разработанные Э. С. Аветисовым, Ю. А. Курпан, Е. И. Ливадо (1984, Н. И. Пильман (1979, Е. И. Ковалевским (1976, эффективно используются в работе с детьми при монокулярном характере зрения.

Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, стоит напоминать о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома. Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполнит её в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазадвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

Нельзя забывать, что основными принципами зрительных гимнастик является :

индивидуальный подход в зависимости от возраста, состояния здоровья

зрительных нарушений;

регулярность проведения;

постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости

и сложности упражнений;

правильность выполнения упражнений;

сочетание с двигательной активностью;

развитие интереса детей к этому виду упражнений.

При проведении зрительной гимнастики также необходимо соблюдать следующие условия:

фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазадвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день;

выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивностью зрительной работы, а также видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

всегда снимать очки;

сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным;

сосредоточить все внимание на глазах;

после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

В практике ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик :

Лечебно - профилактические гимнастики, которые можно разделить на несколько групп упражнений:

упражнения для глазадвигательных мышц. Эти упражнения тренируют мышцы, улучшают кровообращение глаз, снимают напряжение с них. На их проведение требуется 3 минуты;

упражнения для снятия напряжённости и утомления с глаз. Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина ухудшения зрения – это их переутомление. Выполнять их нужно как можно чаще. Времени занимают не много – 1-2 минуты;

упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу «близко – далеко»;

другие полезные упражнения.

К лечебно - профилактическим гимнастикам относятся :

1. Гимнастика для глаз, созданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова:

- 1 комплекс гимнастики направлен на улучшение кровотока и циркуляции жидкости внутри глаза (упражнения выполняются сидя);

- 2 комплекс – «бальзам» для всех глазных мышц (упражнения выполняются сидя);

- 3 комплекс - тренирует зрение и совершенствует аккомодацию глаз (упражнения выполняются стоя);

- 4 комплекс – «Метка на стекле» тренирует глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.

2. Гимнастика для глаз по методике Мирзакарима Санакуловича Норбекова.

3. Гимнастика по методике профессора Жданова Владимира Георгиевича,

профессора.

4. Метод врача – офтальмолога Бейтса – пальминг – направлен на успокоение нервной системы и снятии напряжения с глаз. Пальминг - упражнение, смысл которого состоит в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений. Для этого нужно не только закрыть глаза, но и плотно прикрыть их ладонями. Перед началом пальминга дети снимают очки и готовят ладони к упражнению, потирая одну о другую, чтобы они стали тёплыми и мягкими. Это упражнение, которое длится от 50 секунд до 2 минут, желательно сопровождать спокойной музыкой. Пальминг можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во время различных режимных моментов, в положении стоя, сидя, лёжа.

Для дошкольных учреждений разработано несколько техник тренировки зрения :

1. Со стихами

2. С опорой на схему

3. С сигнальными метками

4. С индивидуальными офтальмотренажерами

5. С настенными и потолочными офтальмотренажерами

6. Электронные зрительные гимнастики.

Для профилактики зрительного утомления применяются методики игрового характера, стимулирующие заинтересованность детей. Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы. Выполнение гимнастик для глаз в этом случае не требует больших затрат времени. А частые, краткие перерывы дают глазам отдых и повышают работоспособность.

Индивидуальные офтальмотренажеры «держалки» : поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные — располагаются дальше.

Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты, например, в 4-х углах потолка.

Игрушки (картинки) целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их рекомендуем выполнять только в положении «стоя».

Потолочные офтальмотренажеры — это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей (большого размера офтальмотренажёр рисуется на потолке). Дети, фиксируя взором траектории (т. е. с постоянно поднятой головой, в начале учатся «обходить» схемы – траектории, а затем «обегать».

Настенные офтальмотренажеры представлены виде схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная гимнастика. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу Power Point для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Методика проведения электронной гимнастики проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. Это удобно при использовании в непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения. Если же у ребёнка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скорректировать проблемы. Задача родителей – выучить простые упражнения гимнастики для зрения для детей и поначалу напоминать о выполнении упражнений ребёнку дома и даже самим присоединяться к выполнению полезных для глаз упражнений.

Какую простейшую гимнастику для глаз можно порекомендовать для детей, чтобы сберечь зрение?

Вот один из несложных комплексов упражнений.

Длительность занятий — 3-5 минут. Упражнения выполнять сидя или стоя.

1. На счет «раз, два» фиксировать взгляд на близком объекте (на расстоянии 15 -20см, на счете «три — семь» взгляд перевести на дальний объект, на счет «восемь» взгляд снова перевести на ближний объект.

2. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки.

3. Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4 - 5 раз.

4. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на минуту представить погружение в полную темноту, открыть глаза. Повторить 3-4 раза

5. Для выполнения следующего упражнения потребуется дополнительный материал. На стене располагается рисунок в виде змейки, спирали или цветной шахматной доски. Детям предлагается «пройти путь» глазами; от начала змейки до конца, от начала спирали до центра, по цветным кубикам заданным вами.

6. В углах комнаты, под потолком расположите цветные картонные кружки разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд, затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы у детей работали только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить упражнение 3 раза.

7. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.

Зрительную гимнастику с детьми с нарушениями зрения проводят все педагоги: воспитатели, учитель-дефектолог (тифлопедагог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Комплексы упражнений для зрительной гимнастики рекомендует врач-офтальмолог. Учитель-дефектолог (тифлопедагог) подбирает оптимальный для данного комплекса упражнений вид зрительной гимнастики, разучивает её с детьми и рекомендует для проведения всем педагогам и родителям. Учитель-дефектолог (тифлопедагог) учит педагогов и родителей правильно проводить зрительную гимнастику с детьми. Один комплекс зрительной гимнастики проводится 1-2 недели. Чаще всего тема зрительной гимнастики соответствует лексической теме недели.

Таким образом, зрительная гимнастика в нашем ОУ является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения и эффективным средством сохранения и нормализации зрения, а также предупреждения прогрессирования нарушений зрения.

Затрат времени на упражнения разных видов гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребёнка неоценимы.

Регулярно проводите с ребёнком гимнастику для глаз.

Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Учитель – дефектолог (тифлопедагог)___(Л. А. Ивина

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста «Космическое пространство»Коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста «Космическое пространство» Коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста «Космическое пространство» Цель: развитие у детей фантазии и творческого.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Зрительная гимнастика в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
Опубликовано: 24 августа 2020 в 05:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Зрительная гимнастика в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ивина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД