Людмила Полюхова
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство со звуком [Ш] (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе)
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш», знакомство с буквой «Ш».
Задачи:
Образовательные: - учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш]; - упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звуком [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Развивающие: - развивать навыки звукового анализа слова, упражнять в определении позиции звука в слове; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; - развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательная: - воспитывать у детей самоконтроль за речью, целеустремлённость, умение слушать друг друга.
Оборудование: копилка бонусов, мяч, пазлы (змея, Маша, манка, картинки: шарф, шляпа, шуба – одежда; хлопушка, неваляшка, пушка – игрушки; ландыш, камыш – растения; мультимедийное оборудование.
I. Организационный момент:
(Под музыку дети заходят в зал и произвольно располагаются рядом с педагогом, здороваются с гостями).
- В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь (дети встают в круг).
Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. И играем и поем, Дружно в группе мы живем (установка на НОД)
Игра «Волшебные звуки»
- Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].
(Дети выполняют упражнения, стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено).
- Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь. Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки) С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка) Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя) Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка) Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка) С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка) - Посмотрите, какую красивую коробку я нашла! Тут еще и письмо!
«Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы многому уже научились. Это я и хочу проверить. Дарю вам копилку бонусов. Если правильно выполните все задания и соберете 6 бонусов, тогда вы и узнаете - кто я».
- Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? Тогда первое задание. Мы будем передавать мяч, а я задавать вопрос, и вы должны отвечать на вопросы словами, начинающимися на один звук.
- Их надувают на праздник (шары). - Его делают из мяса и жарят на углях (шашлык). - Головной убор (шапка). - Там учатся дети (школа). - В нем хранят одежду (шкаф). - Коробочка, в которой хранят кольца, браслеты, бусы (шкатулка). - Зимой его повязывают на шею (шарф). - Их завязывают на ботинках (шнурки). - Какие вы молодцы! Вот ваш бонус (часть пазла). (На экране появляются картинки-отгадки).
II. Сообщение темы и цели занятия :
- Давайте еще раз повторим отгадки. Как вы думаете, о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? (о звуке «Ш»). Как вы догадались? Как вы думаете, кто поет эту песенку? Сложите пазлы (змея). Изобразите рукой движения змеи. Змея ползет и шипит: “шшшшшшш”. (Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипим: “шшшшшшшш”). А теперь змейки поползли в свои норки. (Дети садятся на стулья).
III. Характеристика звука «Ш».
- Спойте ещё раз песенку змеи. - Как расположены губы, когда мы произносим этот звук? (губки округлены и слегка вытянуты вперед). - На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”). - Где он расположен? (за верхними зубками). - Произнесем звук “ш”. Какой он - гласный или согласный? (согласный) Почему? (при произношении нам помешал язычок). - Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её. - Голосок спит или звенит? («спит»). Значит он звонкий или глухой? (глухой). - Этот звук твердый или мягкий? (твердый). - Запомните, звук «ш» всегда твердый! (На экране появляются символы звука «Ш»).
IV. Знакомство с буквой : - А на письме этот звук обозначается буквой «Ш».
Буква Ш с тремя шипами — Не хватай ее руками (рисуем в воздухе).
- На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е). Давайте нарисуем букву «Ш» (дети подходят к столу и рисуют на манке). – А теперь нарисуем у себя на ладошке. Ну, а сейчас давайте встанем в пары и «нарисуем» на спине друг друга эту букву (потом дети меняются местами). - Как эту букву можно изобразить с помощью пальцев или своего тела? (догадки детей). - Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Вам нужно их разложить на группы: первая группа – звук «Ш» живёт в начале слова, вторая группа – звук «Ш» в середине слова и третья группа – звук «Ш» в конце слова. (Дети раскладывают картинки по группам.) – Скажите, что находится в первой группе картинок, общее название (одежда, во второй - (игрушки, в третьей - (растения). - Молодцы! Вы заслужили бонус!
V. Физминутка: Мы шли, шли, шли. Ежа нашли. Наклонились, подняли – И дальше пошли. (Повторяя за воспитателем слова, дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении + гимнастика для глаз, а затем садятся на стулья).
VI. «Раздели слово на слоги»
- Посмотрите, ребята, какие интересные картинки! Назовите, что изображено на экране. (Дети называют - шоколад, машина, шашки, мышь). – Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений). – А предложения? (из слов) - Ребята, а из чего состоят слова? (из слогов) - Как узнать, сколько слогов в слове? (при помощи хлопков или сколько в слове гласных, столько и слогов). Правильно, а сейчас с помощью хлопков определите, сколько *слогов в слове «шоколад» (3, сколько гласных звуков? (3). *сколько в слове «машина» слогов (3, сколько гласных звуков? (тоже 3) *сколько в слове «шашки» слогов (2, сколько гласных звуков? (тоже 2) *сколько в слове «мышь» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1) - Молодцы! Вы заслужили бонус! - А сейчас я предлагаю вам выложить с помощью прямоугольников схему слова «шашки». И сделать звуковой анализ этого слова, но сначала поставим ударение в этом слове.
Шашки – 2 слога, 5 букв, 5 звуков. [ш]- согласный, твёрдый, глухой [а] – гласный, ударный [ш] - согласный, твёрдый, глухой [к] – согласный, мягкий, глухой [и] – гласный, безударный Молодцы! - Составьте, пожалуйста, разные предложения с этим словом. Запишите схему своего предложения на доске. Кто желает? - Молодцы! Вы заслужили бонус!
VII. Упражнение в правильном произношении звука (показ картинки малыша).
- Какой красивый малыш! Ша – ша – ша – прокатим малыша? Ответьте мне. (Ша – ша – ша – прокатим малыша). А теперь вы у меня спросите, а я отвечу. - А как произнести эту чистоговорку радостно? (Ша – ша – ша – прокатим малыша) Шу-шу-шу – подарки малышу (произнести с разной интонацией) - Молодцы! (бонус) - Хотите заработать еще бонус? Давайте поиграем в игру «Скажи какой». - Носки из шерсти какие? (Дети отвечают полным предложением «Носки из шерсти шерстяные») - Платье из шелка какое? - Халат из плюша какой? - Сок из груш какой? - Варенье из вишни какое? - Конфеты из шоколада какие? - Умники! (бонус)
VII. Итог:
- Теперь мы можем узнать, кто написал нам письмо? Давайте соберем пазлы вместе (выкладывают изображение Маши). Ребята, именно Маша отправила нам это письмо? Что вам понравилось делать сегодня? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? - И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички! - Ребята, я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивые, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного. - А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно, не интересно - грустный.