Марина Попова
Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Знакомство со звуком [Ы]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образователъные:
- познакомить детей со звуком Ы;
- упражнять в звуковом анализе слова;
- познакомить с буквой Ы (без установки на запоминание буквы);
- закреплять понятие «гласный звук»;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение образовывать множественное число существительных;
- развивать артикуляционную моторику, дыхание, пантомимику, воображение, память;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать умение до конца выслушивать загадку.
Публикация «Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР „Знакомство со звуком [Ы]“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Оборудование: презентация «Артикуляционная гимнастика с Копатычем», картинки для образования множественного числа существительных с окончанием –Ы, картинки-отгадки (звезды, тигры, орлы, шары, цветы, огурцы, часы, мяч, карточки со схемой слова ДЫМ и СЫР на каждого ребенка, фишки красного цвета по количеству детей, Звуковой Домик, Красная Фея
Ход занятия
Вводная часть
1. Организационный момент. Развитие артикуляционной моторики.
- Ребята, сегодня мы у нас в гостях весёлый Копатыч! Он хочет вместе с вами познакомиться с новым гласным звуком. Чтобы наш язычок красиво произносил все звуки, что мы с вами делаем (зарядку). Помогите Копатычу её выполнить. (упр. «Толстячки-Худышки»»(надувание-сдувание щек, «Лопатка»(рот открыт, широкий спокойный язык лежит на нижней губе, удерживать под счет до 5, «Индюк»(широким языком облизываем верхнюю губу, произнося "бл", «Качели»(Копатыч раскладывает овощи на верхнюю и нижнюю полку, рот открыт, язык поочередно двигается вверх-вниз, «Маляр»(широким языком водим по нёбу вперед-назад, рот открыт, «Молоток»(быстрое произнесение звука"д-д-д", рот открыт, «Чашечка»(рот открыт, боковые края языка загнуты вверх, «Пароход»(приоткрыть рот и длительно произносить "ы-ы-ы")
Основная часть.
2. Объявление темы. Акустико-артикуляционный образ звука. Связь буквы и звука
- Больше всего ему понравилось как звучит звук парохода. Какой это звук (ы) Как вы думаете, он гласный или согласный? Почему (поется). Как у нас при этом двигаются губы, язык?
- Когда еще мы можем услышать этот звук? (по картинке: ревет медведь, смайлик) - Копатыч приготовил для вас загадки, попробуйте их отгадать и договорить нужные слова (логопед после отгадывания выставляет картинки-отгадки)
Летом в огороде свежие, зелёные,
А зимою в бочке – желтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?. (огурцЫ)
Я любуюсь вами, как вы хороши!
До чего ж душисты нежные (цветЫ)
Сегодня все ликуют, в руках у детворы
От радости танцуют воздушные… (шарЫ)
Гнёзда их у краюшка скалы,
Детей растят там горные… (орлЫ)
Ясными ночками гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она: - Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать – луна, а дочурки - … (звёздЫ)
У них усы не для красы – они показывают время
И называются … (часЫ)
Полосатые, с усами, малыши играют сами,
Сотрясают клетку игры: подрастают быстро … (тигрЫ)
(Волина В., «Игры в рифмы»)
- Давайте еще раз произнесём эти отгадки, выделяя голосом звук «Ы».
- А теперь я предлагаю отвести Копатыча к Красной Фее, чтобы познакомить его с секретами звука «Ы»
Физкультминутка.
- Мы пробираемся к Фее через лес (выставляется картинка дубов и берёз) Какие это деревья? Осенний ветер шумит в кронах дубов и завывает:Ы-Ы-Ы (грубым голосом, дети изображают раскидистые дубы, ноги расставлены) А когда идем мимо берёз, ветер гудит тоньше: Ы-Ы-Ы (тонким голосом, изображают берёзы, ноги вместе). Вот впереди виднеется волшебный дом звуков, из его трубы идет дым. Покажем как (проговаривание и выполнение пластического этюда):
Вышел дым из трубы,
Встал над крышей на дыбы,
Вырос выше облаков,
И уплыл, и был таков… (из книги Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам)
3. Образование множественного числа существительных.
- Здравствуй, Красная Фея. Мы сегодня с ребятами и Копатычем хотели узнать все секреты звука «Ы»
«Звук Ы – такой затейник! Когда он прибегает в слова, то слово начинает обозначать не один, а много предметов. Давайте поиграем в игру «Один-много»
а) по картинкам: липа-липы, птенец-птенцы, коса-косы, ананас-ананасы, конверт-конверты, гриб-грибы, раба-рыбы, огурец-огурцы, перец-перцы, помидор-помидоры, баклажан-баклажаны, тыква-тыквы, овца-овцы, луковица-луковицы, цветок-цветы, космонавт-космонавты.
б (с мячом, стоя, логопед поочередно кидает его детям).
крыша столб пылесос слива стол забор узор карандаш матрос абрикос гранат орёл птица конверт ворона сосна апельсин мандарин
4. Определение места звука в слове.
«И еще один секрет звука «Ы»:
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
Ы не начинает слов -
Видно, нрав её таков. Т. Синицына
- Посмотрите какие карточки приготовила вам Фея (дым, сыр) Давайте найдем, где прячется «Ы» в этих словах. Какого цвета квадратик нам понадобится (красный) Почему (Ы-гласный).
Да, Ы живёт в семействе гласных -
Звуков чистых, чётких, ясных.
Т. Синицына
(нахождение звука в слове по схемам)
5. Связь звука и буквы.
- Давайте поможем Копатычу найди в домике Феи букву «Ы». На что она похожа?
Вот топор, полено рядом –
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы
Все мы знать ее должны.
В. Степанов
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы
А. Шибаев
Заключительная часть.
6. Припоминание слов со звуком «Ы».
- Напомните еще раз Копатычу на прощанье, в каких словах мы сегодня встречали звук «Ы».