Наталья Сертакова
Конспект занятия «Знакомство со звучащим словом»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• продолжить знакомство детей со звучащим словом;
• учить сравнивать слова по звучанию, дать представление о том, что слова могут звучать по-разному и похоже;
• учить самостоятельно подбирать слова сходные по звучанию;
• развивать фонематический слух, совершенствовать выразительность речи, вызывать интерес к слову;
• способствовать расширению зрительных горизонтов;
• развивать мелкие группы мышц.
Предварительная работа:
Чтение «Сказки про мыло» Л. Даскаловой.
Разучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звучащим словом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Разыгрывание мини-сценки по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Разучивание считалки «Мы делили апельсин».
Ход НОД
Речевая разминка у окна.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Хоть бескрылый, а летает.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток он сбивает.
(Ветер)
Предлагает понаблюдать за направлением и силой ветра и подумать над тем, какими словами можно назвать ветер. (ветерочек, ветерок, \ ветрище)
В о с п и т а т е л ь. Какую разницу в звучании этих слов вы заметили? (Предположения детей.) Слово изменяется от маленького до большого. Подумайте, что делает ветрище (Дует, воет, шумит)А ветерок (Веет, ласкает, напевает, обвевает).
Воспитатель просит определить, какой ветер сегодня,и приводит к пониманию того, что об одном явлении или предмете можно сказать разными словами. Дети приводят свои примеры.
Работа у экологического букваря.
В о с п и т а т е л ь. Давайте отправимся с вами на лесную полянку. (Подходят к экологическому букварю.) Как здесь хорошо! Прислушайтесь, как тихо кругом. Только чуть слышно шелестят листья деревьев от легкого ветерка, а вот мышка пробежала мимо наших ног, тихонечко шуршит осенней листвой ежик.
Воспитатель предлагает детям вслушаться в звучание произнесенных слов и повторить полушепотом, негромко. /шелестят, мышка, наших, шуршит/
В о с п и т а т е л ь. Но вот прилетела шумная сорока, застрекотала, раскричалась, разбудила весь лес, и зазвенел он на все голоса. Вот какое громкое слово нам принесла сорока /«застрекотала»/ А какие громкие слова знаете вы? Назовите их. (Гром, трактор, тигр, гроза)
Игра «Эхо». Учить детей сравнивать слова по звучанию.
Работа с коромыслами.
В о с п и т а т е л ь. Посмотрите внимательно на коромысла и найдите слова :
звонкие (зонт, замок, зебра, звонок);
шипящие (щетка, шапка, мишка, щенок);
рычащие (рыба, рак, роза, морковь);
жужжащие (жук, ежик, жаба, лыжи).
Физкультминутка с офтальмотренажером.
Гусь-физкультурник приглашает детей потренировать глаза.
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке,
Наклонился влево, вправо.
Повороты сделал браво.
Раза три подряд присел
И на тренажер взлетел.
Игра «Слова-друзья».
В о с п и т а т е л ь. Ребята, оказывается, некоторые слова очень дружат друг с другом. Послушайте два слова : «мишка» и «мышка». Слышите, как похоже они звучат. Какие слова еще сходны с ними по звучанию? С какими словами эти слова могут дружить? (Шишка, пышка, фишка, коврижка)
Воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей и называет с ребенком слово-друга, ребенок возвращает мяч обратно. Например: галка – палка, огуречик – человечек, Петрушка – ватрушка.
Игра «Звуки перепутались».
В о с п и т а т е л ь. Ребята, я прочту вам стихи, в которых что-то напутано. Попробуйте исправить ошибки.
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо …печка. (Речка.)
Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие …кошки. (Крошки.)
Как у нашей дочки
Розовые …бочки. (Щечки.)
Работа за конторками.
Игра «Зарисовка слов».Воспитатель предлагает детям нарисовать слово «осень».
Итог. Слова по звучанию могут быть громкие, тихие, рычащие, жужжащие и т. д.