Людмила Живаева
Технологическая карта работы со словом-доминантой «Литературный герой»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта работы со словом-доминантой
Этап
Цель
Дидактическое содержание
Методические приемы
1 Этап
ознакомления
Публикация «Технологическая карта работы со словом-доминантой „Литературный герой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Знакомство детей со словом-доминантой и его понятийным содержанием (значением) Литературный герой –одно из действующих лиц в произведении, он может быть человеком, животным или волшебным предметом
Проблемная ситуация.
Проблемный вопрос: «Литературный герой кто это?».
Воспитатель дает словесное объяснение слова-доминанты «литературный герой».
Отгадывание загадок.
2 Этап
ориентации
– осмысления
Конспект фрагмента 1
Знакомство детей с семантическим полем на основе одного вида отношений доминанты
Доминанта – литературный герой
Вид отношений – родовые отношения.
Семантическое поле –
Чебурашка, старуха Шапокляк, крокодил Гена, мальчик- с пальчик, конек горбунок, богатырь, Красная шапочка, Белоснежка, Златовласка, три поросенка, серый волк, Буратино, Чиполлино, Незнайка, девочка Женя «Цветик-семицветик», Дядя Степа, дядя Федор, Кай, Герда, Котька и Павлик «Огурцы», Вовка и Вадик «Живая шляпа» и т. д Воспитатель проводит словесные дидактические игры «Узнай по описанию», «Узнай героя по голосу» для моделирования семантического поля на основе родовых отношений.
Воспитатель проводит дидактическую настольно-печатную игру «Разрезные картинки» для еще большего обогащения семантического поля.
3. Этап
организации
Конспект фрагмента 2
Моделирование детьми семантического поля
(составление семантических полей на основе разных видов отношений
доминанты) Доминанта – литературный герой
А) Вид отношений
– видовые отношения.
Семантическое поле –
былинный, герой басни, сказочный, герой рассказа, поэтический Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Угадай какой это герой?» для моделирования семантического поля на основе видовых отношений
Доминанта – литературный герой
Б) Вид отношений – отношения качества.
Семантическое поле – добрый, злой, глупый, хитрый, коварный, смекалистый, быстрый, медлительный, доверчивый, лживый, смелый, находчивый, жестокий, ленивый, трудолюбивый, честный, наивный, храбрый и т. д. Воспитатель организует словесную дидактическую словесную игру «Копилочки», с целью формирования семантического поля на основе отношения качества
Доминанта – литературный герой.
В) Вид отношений – отношения состояния.
Семантическое поле –
Сонный, веселый, грустный, задумчивый, грязный, мокрый, голый, нарядный, лохматый, уставший, больной и т. д. Воспитатель организует игру на психо-эмоциональное развитие «Изобрази состояние героя» для моделирования семантического поля на основе отношения состояния.
Доминанта – литературный герой
Г) Вид отношений – отношения действия.
Семантическое поле –
Обманывает, веселит, жалеет, помогает, дурачит, грабит, лечит, ходит, ищет, побеждает, спасает, погибает, догоняет, колдует, стыдится, растет, строит, ломает и т. д. Воспитатель организует дидактическую игру с просмотром отрывков из мультфильмов на основе литературных произведений с использованием интерактивной доски «Что делает герой?». Игра проводится для моделирования семантического поля на основе отношения действия
Доминанта – литературный герой.
Д) Вид отношений – отношения словообразования
Семантическое поле – герой, героиня, геройствовать, героический, героизм, герои, геройский, геройство, антигерой.
Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Вырасти куст» для моделирования семантического поля на основе отношения словообразования
Доминанта – литературный герой.
Е) Вид отношений – синонимические отношения
Семантическое поле –персонаж, действующее лицо
Воспитатель организует словесную игру «Закончи четверостишье» для моделирования семантического поля на основе синонимических отношений
4 Этап применения
Конспект фрагмента 3
Овладение детьми смысловой стороной слова-доминанты
Доминанта – литературный герой.
А) Вид отношений – Отношения статуса
Семантическое поле –главный, второстепенный, эпизодический
Воспитатель предлагает решить проблемную ситуацию «Что бы было, если не было бы героя?» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.
Доминанта – литературный герой.
Б) Вид отношений –отношения многозначности
Семантическое поле –Герой - Главное действующее лицо литературного произведения
Герой Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести,
самоотверженности
Герой Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение,
подражание, удивление)
Герой Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды
Воспитатель организует беседу «Герой- это….» для моделирования семантического поля на основе отношения многозначности.
Домашнее задание
Организовать выставку детских работ
Нарисовать любимого героя сказки, рассказа «Мой любимый герой».
Создание ребусов, кроссвордов «Литературный герой»
Создание книжки-малышки Воспитатель предлагает выполнить на выбор одну из форм работы для создания выставки