Получи документы

Знакомство с традициями донской земли в средней группе (2 фото)

Светлана Сергеевна Дущенко
Знакомство с традициями донской земли в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

" Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеван ного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культур- ном прошлом, о наших памятниках, лите ратуре, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитани ем душ, а не только передачей знаний". Д. С. Лихачев Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Широко использовать фольклор во всех его проявлениях /сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы! и т. д. / В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Публикация «Знакомство с традициями донской земли в средней группе» размещена в разделах

Б л а г о д а р я э т о м у фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Бо л ь ш о е ме с т о в пр и о б щ е ни и д е т е й к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растение. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь ’народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и надо сделать, чтобы они стали достоянием наших детей. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию, изученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным. На физкультурных занятиях так же обращаются к устному народному творчеству. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских н а р о д н ы х м у з ы к а л ь н ы х и н с т р у м е н т а х, з н а к о м с т в о с н о в ы м и и н с т р у м е н т а м и, исполнение под их аккомпонимент песен, плясок, способствует музыкальному развитию детей. Как же достучаться до души каждoгo? Ответ понятен. Необходимо возрождение н а р о д н о й КУЛЬТУРЫ, обращение к народным истокам, Ведь история человеческой культуры - это история человеческого разума. При общении человека с ценностями прошлого, культура человеческого рода переливается как бы в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. Рождаясь, человек не выбирает культурно-историческую с р е д у, в к о т о р о й е м у п р е д с т о и т ж и т ь с в о й в е к. У с л о в и е м д л я н о рмальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными обществом знаниями, умениями. Ведь человек - необходимое связующее звено в э с т а ф е т е поколений. Человек - это живая связь между прошлым и будущим. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому н а ч и н а е м о т н о с и т ь с я к с т а р и н н ы м п р а з д н и к а м и т р а д иц и я м : ф о л ь к л о р у, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ

оставит нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду» как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не включала. Правда, уже в младших группах предусматрив а л о с ь п р и о б щ е н и е д е т е й к н а р о д н о й и г р у ш к е /пирамидке., матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и. т. д. /, малышей знакомили с русскими народными играми; хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе были заложены задачи но знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городцы, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту з адачи усложнялись по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом. Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Возможно это происходило потому, что в П р о г р а м м е з а д а ч а п о з н а к о м с т в у д о ш к о л ь н и к о в с р у с с к о й к у л ь т у р о й б ы л и с формулированыслишком обще. Н а п р и м е р : «в о с п и т ы в а т ь л ю б о в ь к Р о д и н е, г о р о д у, с е л у " и т. п. Пр и э т о м совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у н а с п о ч т и н е б ы л о с о о т в е т с т в у ю щ и х материалов и пособий. Окружающая действительность /особенно в городе/ так же не давала возможности реального приобщения к народной культуре. Э т и проблемы могли быть восполнены разнообразными выставкам и народно- прикладного искусства, посещением музея, фольклорными праздниками. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что материал таких экспозиций рассчитан на взрослое восприятие и требуется большая грамотная переработка его для малышей. С у в е р е н н о с т ь ю м о ж н о с к а з а т ь, ч т о б о л ь ш и н с т в о, к с о ж а л е н и ю, о ч е н ь поверхностно знакомо, например, с культурой своего народа, с историей земли Донской. К акой она была до нас? Какие травы тут буйствовали, стада каких животных диких бродили в лесах и лугах? Что за люди жили на берегу Дона?

Что объединяло их, этих людей, которые не хотели знать никакого правительства, кроме своего выборного, и поэтому получили название

казаки

/от тюркского "удалой, вольный человек» /. История их блистательна, слава всемирна! Н е повернуть в р е м я вспять! Но есть в течение веков связующие нити: слова, предметы, элементы обрядности. Есть главное, всеобъемлющее* сама природа -д о м в с е г о ж и в о г о, в о в с е в р е м е н а и все эпохи. Любопытство к нашей Донской з е м л е возрастает е щ е больше, если мы вспомним, ч т о здесь, вследствие особенностей исторической жизни, развивались особенные, почти самостоятельные нравы и обычаи; что здесь звание мирного земледельца, соединено со званием воинских должностей, а оставив службу, нередко снова -принимаются з а плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на собственных лошадей и выехать в поле с собственным оружием и в собственной амуниции. Как сделать так, чтобы любопытство это не исчезло у детей, чтобы не растеряли о н и святого-чувства любви к РОДНОМУ краю, ро дн о й Донщине! Нужно донести до детей наших эти вековые связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности. Все это побудило разработать программу "Родная-сторонушка" и создать условия для ее реализации со средней группы детского сала. Основу программы составляют три основных блока: I блок - "Степь-матушка, Дон-батюшка". II блок - "Кто мы и откуда?" III блок - "Золотые зерна мудрости" /устное народное творчество, -народные пpaздники /. Программа рассчитана на воспитание детей, начиная с. 5-летнего возраста до подготовительной группы. Опыт работы показал, что необходимо начинать погружение ребенка в народную культуру как можно раньше, тогда это происходит более естественно, не навязчиво, как бы само собой разумеющееся. Ведь так и было в прошлом: традиции отцов и дедов передавались матерью своему ребенку с момента рождения. Цели программы: - развивать понимание национальной культурной самобытности и нашего народа, духовную привязанность к своему краю, этнографическую культуру ребенка; - понимать экологические законы, по которым живет окружающий мир, поступать в соответствии с ним, не выделяя себя, а ощущая себя его частицей.

Основные цели программы реализуются в конкретных задачах по ознакомлению с историей края, природой, народными праздниками. При этом осуществляю комплексное воздействие на ребенка, использую различные вицы деятельности /занятия познавательного цикла, совместную деятельность взрослого и детей/, разнообразные формы работы: празднование народных праздников, экскурсий по городу, в музей, степь, на реку, в лес, музыкально-литературные композиции и др., таким образом воздействуя на различные органы чувств ребёнка, его эмоции, душу. Провела несколько бесед на тему: "Наши земляки - казаки", где рассказала, как жили они, об особенностях одежды донских казаков, как трудились, как отмечали праздники. Посетили "казачью комнату созданную в детском саду, в которой собраны предметы быта донских казаков, познакомились со значением слова "курень". Очень детям понравилась работа с тестом в казачьей кухне, они узнали о свойствах муки, ее превращениях. Во время лепки печенья, вареников развивалась мелкая мускулатура рук, дети учились работать в коллективе, как это было принято в семьях казаков. Познакомила детей с особенностями природы Д о н с к о г о к р а я, а и м е н н о р а с т и т е л ьн ы м и ж и в о т н ы м м и р о м, к л и м а т и ч е с к и м и условиями, рельефом донской земли. Раскрыла взаимосвязь живой и неживой природы на Дону на примере экосистем "Степь", "Лес", "Река"

Знакомство с традициями донской земли в средней группе
Фото №1 Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов авторитета достойно завоеван ного русским искусством литературой
Публикации по теме:

Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси»Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с использованием технологии ОТСМ ТРИЗ) (подготовительная группа) Тема: «Знакомство с предметами.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект НОД по формированию целостности картины мира в старшей группе «Лекарственные растения Донской земли» .

Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группеПроект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группе Моя Родина - Дагестан! Далеко-далеко, у подножья небес Стоит Дагестан - вершина чудес Земля, породившая мудрость веков Родина наших великих.

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами ВидеоШирокая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с традициями донской земли в средней группе
Опубликовано: 30 сентября 2022 в 15:27
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с традициями донской земли в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сергеевна Дущенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД