Жмудь Ольга
«Масленица-блиноедка». Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Масленица-блиноедка
Муниципальное Беджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Бакчарский детский сад №2
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа во 2 – младшей группе МБДОУ «Детский сад № 2»
на тему «Масленица – блиноедка».
Выполнила : Жмудь О. Б
воспитатель
2018
Бакчар
Публикация «„Масленица-блиноедка“, Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в младшей группе» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа во 2 – младшей группе МБДОУ «Детский сад № 2»
на тему «Масленица – блиноедка».
Тип проекта : творческий, информационно-познавательный.
Продолжительность проекта : краткосрочный (одна неделя)
Интеграция с другими образовательными областями: Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями этого праздника. Даём детям возможность понять всю широту этого весёлого праздника.
Цель проекта : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта
«Масленица - блиноедка».
Педагогические задачи проекта :
1. Воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам.
2. Формировать рациональное отношение ребё нка с окружающим миром во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном.
3. Воспитывать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
5. Воспитывать взаимоотношения и взаимоуважение между воспитателем и детьми, детьми и родителями.
6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве.
Методы и приёмы проекта :
1. Словесный;
2. Наглядный;
3. Практический;
4. Мотивационный;
5. Творческий;
6. Игровой.
Участники проекта : дети 2 - младшей группы, воспитатели группы, родители.
Руководитель проекта : воспитатель Жмудь О. Б
Учебно-методическое обеспечение:
1. Художественная литература;
2. Картины художников;
3. Тексты русских народных песен, загадок, пословиц, поговорок про масленицу и про блины;
4. Тексты народных игр;
5. Записи русских народных песен;
6. Куклы в национальных костюмах (иллюстрации) ;
7. «Матрёшка- русский сувенир».
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций и картин.
2. Беседа о Масленицы том, как она празднуется на Руси;
3. Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу;
4. Рузучивание пословиц, поговорок, загадок и песен про блины и масленицу;
7. Анкеты для родителей «Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье», обмен рецептами выпечки блинов;
Предполагаемый результат:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Результат проектной деятельности : праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны, выставка семейных работ на тему «Масленица – блиноедка»,коллективная работа с детьми «Наша матрешка».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Работа с родителями
1 этап подготовительный Обсуждения темы проекта. Подбор методического, дидактического материала. Рассматривание альбомов и иллюстрации картин. Чтение художественной литературы по заданной теме. Обмен рецептами выпечки блинов
2 этап выполнения Систематизация знаний детей о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Изготовления куклы «Масленица.» Организация выставки «Наша Матрёшка». Рассказ о традиции выпекать блины. Украшения своей группы. Беседа с детьми о Масленицы, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание стихов, песен и пословиц про Масленицу,блины. Изготовление куклы «Масленица.» Выставка «Наша Матрёшка». На прогулке- постройка снежного городка, спортивные игры, забавы Родители вместе с детьми изготавливают работы к выставке; Анкетирование
«Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье.»
3 этап результаты Проведения праздника,посвящённого проводам зимы и встрече весны «Прощай Масленица!» Активное участие детей. Помощь родителей в изготовлении атрибутов к празднику.
Дни недели Цели и задачи Содержание
Понедельник-«Встреча». Познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа. Беседа о Масленице, о том как она
празднуется на Руси. Изготовление куклы» Масленица».Знакомство с Масленицей.
Вторник- «Заигрыш». Расширять знания детей о видах устного народного творчества. Рассказ воспитателя о традиции выпекать
блины на Масленицу. Выставка рисунков ««Наша Матрёшка».
Разучивание песен про блины.
Среда - «Лакомка». Познаём секреты русской кухни. Обмен рецептами блинов. Загадки о блинах ;Художественное творчество с детьми «Мы печём блины». Катание на санках.
Игра в снежки.
Четверг- «Разгуляй».
Пятница- «Посиделки». Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества.
Закрепить представление о «Масленице»,знать, уметь играть в народные игры,воспитывать любовь к культуре. Разучивание поговорок про Масленицу и блины.
Катание на санях, зимние забавы.
Прощай, Масленица.
Праздник посвящённый проводам зимы и
встрече весны. Спортивные развлечения.
План реализации проекта.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье».
1. Ф. И. О___
2. Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям?___
3. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?___
4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?___
5. О каком празднике вы узнали от своих предков?___
6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребёнка?___
7. Каковы особенности народных традиций нашего села?___
8. Что вы знаете о народном празднике «Масленица»?___
___
9. Как готовитесь к празднику «Масленица?»___
10. Поделитесь рецептом ваших блинов?.
11. Как отмечаете праздник «Масленица?» ___
12. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?___
___
13. Принимаете ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?___
14. Чтобы вы хотели предложить, порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?___
___
Конспект занятия по коммуникации 2 - мл группе.
Интеграция областей: познание, художественная литература.
Тема : Знакомство с масленицей.
Цель: познакомить детей с народным праздником Масленица, приобщать детей к традициям русского народа, учить отвечать на поставленные вопросы, развивать внимательность, мышление, словарный запас слов, воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал: кукла- Зима, кукла- Весна, кукла- Масленица, миска со снегом, миска с водой, волшебный мешочек, бусинки, кораблик, шнуровка.
Ход занятия.
Стук в дверь, появляется кукла- зима.
Зима: - здравствуйте дети. (дети здороваются). Это я зима к вам в гости пришла.
А вас как зовут? А ты кто? (Дети отвечают) Какие вы? (добрая, весёлая. хорошая и т. д.) А я зима снежная, холодная морозная. А у меня для вас сюрприз (достаёт с мешочка миску со снегом). Что это? (снег). Какого цвета снег? (белый). Потрогайте снег. (Дети трогают снег, рассматривают его) Какой он? (холодный, пушистый, мягкий). А руки какие стали? (мокрые и холодные).Давайте посушим наши ручки.
Пальчиковая игра:
Падал снег на порог,
Я лепил себе пирог,
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк,
Пироги себе пеки не из снега, а с муки!
- Какие стали ручки? (сухие).
Зима: А я снежок накрою заботливой рукою (накрывает миску со снегом платком) Дружно с мест своим встаем и весну встречать пойдём.
Дети встают с мест хлопают в ладоши и говорят:
Приходи весна- красна,
Принеси ты нам тепла!
Приходи погода ясная!
Приходи солнце красное.
В группу заходит кукла- весна.
Весна: Вы меня звали? Я весна- красна, бужу землю ото сна, но я не одна пришла а с Масленице. Посмотрите- это масленица. (дети обходят куклу- масленицу). Какая она красивая, большая. Давайте нарядим её, сделаем для неё, бусы.
(Дети садятся за стол, собирать бусы).
Воспитатель: Соберите бусы и мы их подарим Масленицы. (дети собирают бусы, воспитатель, помогает завязать шнурочки) Какие бусы у вас получились? (яркие, разноцветные). Нарядим Масленицу. (Дети одевают бусы масленицы). Какая масленица стала? (нарядная).
Зима: Я совсем позабыла, что платком снежок накрыла. Сесть нам надо всем в кружок, посмотреть на наш снежок! (убирает платок а в тазу вода) Где же снег куда пропал, он наверно убежал.
Весна: У меня есть кораблик, посмотрите как он плавает, Чтобы он поплыл на него нужно подуть. Давайте все вместе подуем на кораблик.
Дыхательная гимнастика.
Весна: Зима пора тебе уходить. Прощай зимушка- зима. Спасибо что в гостях была. (Дети прощаются с зимой) А мы с Масленицей у ребят остаемся в гостях. Они добрые и дружные.
Рефлексия: воспитатель с детьми угощает кукол – Масленицу, Весну чаем.
Конспект занятия во второй младшей группе
По художественному творчеству (рисованию).
Тема: «Мы весёлые матрёшки».
Цель: познакомить детей с народной куклой матрёшка, продолжать учить детей работать кисточкой и красками, закреплять названия цвета (красный, развивать моторику рук, внимательность, воспитывать интерес к занятиям.
Материал: силуэт вырезанной матрёшки на бумаге, образец готового рисунка, кисточка, салфетка, краски красного цвета, сундучок, кукла матрёшка.
Предварительная работа: Рассматривание матрёшек в группе, игра с народными игрушками, рассказывание потешек, сказок.
Ход занятия.
Стук в дверь. Входит матрёшка, неся с собой сундучок.
Воспитатель: Дети посмотрите кто к нам пришёл? (ответы детей). Правильно Матрёшка. Это наша красивая игрушка, но она пришла не одна, с ней пришли её сестрички. Давайте посмотрим сколько их. (Воспитатель выставляет на стол семь матрёшек из одного набора). Какие они? (Красивые, большие и маленькие). Покажите самую большую матрёшку и самую маленькую. (ответы детей). Ребята давайте поиграем с нашими матрёшками.
- Ну-ка матрёшки становитесь в весёлый, дружный хоровод. (Дети ставят по кругу матрёшек, проговаривая вместе с воспитателем слова:
Семь кукол деревянных,
Круглолиц и румяных,
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что принесла нам матрёшка в сундучке. (открывает сундучок и достаёт оттуда не раскрашенных матрёшек). Да это её подружки, только у них платья не раскрашены, дайте им поможем, нарядим их в красивые платья. (Дети садятся на свои места за столы). Посмотрите что лежит у вас на столе? (матрёшка). Мы сейчас будем красить наряд матрёшки.
Воспитатель показывает готовый образец и приём рисования.
Воспитатель: Сегодня наша кисточка будет работать по особенному, станет прыгать вверх вниз. Возьмите кисточки и попробуйте без краски показать, как кисточка будет рисовать. (Воспитатель показывает каждому ребёнку движение кисти вверх-вниз, дети самостоятельно повторяют движения на листе.
Воспитатель: (хвалит детей) Теперь набирайте на кисточку красную краску, ведь платье матрёшки красного цвета, и начинайте красит матрёшку. (Воспитатель следит за выполнением работы). Какие у вас красивые матрёшки получились (Можно наряд матрёшки украсить кружками из белой бумаги, и на каждый наряд матрёшки,приклеивает кружочки из белой бумаги).
Рефлексия:
Молодцы ребята сегодня мы с вами встретились с народной русской игрушкой Матрёшкой.
Воспитатель выставляет всех матрё шек на стол со словами:
Мы весёлые матрёшки
В сарафанах наших пестрых
Мы похожи словно сёстры,
Завязали нам платочки,
Раскраснелись наши щечки
СТИХОТВОРЕНИЯ О МАСЛЕНИЦЕ
1. Здравствуй Масленица, дай нам маслица
Мы тебе блинов горячих напечём.
2. Пусть на Масленицу каждый вспомнит о своих мечтах,
Это праздник очень важный не забудем о блинах.
3. Испечён блинок на славу, всем он нравится по праву
Честь блину- блину хвала,
Блин изюминка стола.
4. Сытный масленичный,
Никого не слушайте,
Вы блиночки кушайте.
5. Детям нравятся блины,
До чего блины вкусны,
Ни кого не слушайте, вы блиночки кушайте.
6. Ох люблю же я блины,
До чего блины вкусны,
Мне их бабушка печёт,
Вот опять их есть зовёт.
7. Солнце- блин на небе светит,
И в тарелке мёд густой,
Любят праздник этот дети,
Всюду пахнет вкуснотой.
8. Русский блин- вкуснее всех,
В пору масленых потех!
9. Без блинов и чай не чай,
Поскорее подавай
Мёда и варенья, вот так угощенье.
10. Все пекут блины послаще,
И малы и велики,
Вот он праздник настоящих запах мёда и муки.
11. Поздравляем пусть с весною,
Жизнь проснётся и кипит,
Это праздник много стоит,
Пусть весна в окно стучит.
12. Всю неделю мы гуляем,
Всех блинами угощаем!
Зимних холод провожаем,
Конспект занятия во второй младшей группе.
Познание (формирование целостной картины мира, расширения кругозора)
Тема: «Масленица».
Цель: продолжать приобщать детей к русским народным праздникам, учить детей запоминать весёлые заклички и использовать их в жизненных ситуациях, воспитывать любовь к традициям русского народа, интерес к игре.
Материал: Матрёшка, кукла- Масленица, обруч с лентами разноцветными.
Ход занятия.
Воспитатель: Солнышко взошло, Масленица пришла
С песней пляской и весельем,
Да хорошим угощеньем!
(Стук в дверь под русскую народную мелодию Матрёшка везёт в группу на санях Масленицу. Дети здороваются, радуются гостям. Масленица предлагает детям поиграть в игру.)
Игра «Хоровод Масленица».
Дети водят хоровод вокруг Масленицы и поют :
Мы с тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся,
Масленица кривошейка, гуляем хорошенько!
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Весёлая карусель»
Игра «весёлая карусель».
(К обручу привязаны ленты, дети берутся за ленты одной рукой и идут сначала в одну сторону, затем поменяв в руку в другую).
Еле,еле,еле,еле, закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и закончилась игра.
Рефлексия: кукла- Масленица хвалит всех детей и угощает всех леденцами.
ЗАГАДКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ.
1. Это праздник объеденье!
Напечём блины с утра,
К ним сметана и варенье и конечно же икра (Масленица).
2. Жёлтый, круглый, ароматный и на вкус такой приятный,
И с вареньем и медком и сгущённым молоком. (Блин).
3. Желтый круглый, ароматный,
Только мама испечёт, он прыг и прямо в рот. (Блин).
4. Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем,
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем (Масленица).
5. Для любимой бабушки, напеку оладушки
Так румяны и вкусны, это вкусные… (блины).
6. Масленица- объеденье!
На печём блины с утра,
К ним сметана и варенье и конечно же (икра).
7. И с икрой, и со сметаной,
Всякие они вкусны,
Ноздреваты и румяны
Наши солнышки… (Блины).
ЗАГАДКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ (воспитателям)
Шуточный тест:
1. От какого слово произошло название праздника Масленица?
- масеня,
- маска,
- масло.
2. Без какого блюда не обходится масленица?
- колбаса,
- попкорм,
- блины.
3. Символом чего является русский блин?
- мячика,
- солнца,
- луны.
4. Кто веселит народ на Масленицу?
- клоун,
- скоморох,
- леший.
5. В какой из дней недели Масленичной принято просить прощения?
- среда,
- пятница,
- воскресенья.
-Ток железный, посад яровой. (Блин на сковородке).
- Ой, ты Лакомка- Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины,
Едем к (теще на блины).
- Сидит царь- птица, на золотых яичках. (Сковорода на углях).
- Что за место подскажите,
Как назвать его друзья,
Будто в модном магазине,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят, сувениры продавать (Ярмарка).
- Прилетела пава, села на лаву,
Распустила перья, для всякого зелья? (Весна).
- Прогони нас от метели,
Прокати на карусели,
Растопи холодны й лёд,
Пусть весны скорей придёт (Масленица)
-В святое воскресенье
Всем нам предстоит
Попросить у всех прощенье
И ответить… (Бог простит).
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ.
- Масленица объедуха, денег приберуха.
- Масленица, семь дней гуляет.
- Без блинов, не масляна.
- Это Масленица идёт,
Блин да мёд несёт.
- Кому Масленица, да сплошная,
А нам Вербная, да страшная.
- В прощённый день, как на Пасху все целуются.
- Не житьё- бытьё, а Масленица.
- Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
- Масленица без блинов,
Что именины без пирогов, не бывают.
- Как на масляной недели в потолок блины летели.
-Отдадим почтенье, на сырной в воскресенье.
- На масляной недели повеселись, да блинком угостись.
- Масленица блинная,
Сытная, старинная,
С самоваром, огоньком,
Солнцем, снегом, ветерком.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «ОЙ БЛИНЫ, БЛИНЫ МОИ»
1. Мы давно блинов не ели
Мы блиночков захотели,
Ой блины, блины мои, вы блиночки мои – 2 раза.
2. Моя старшая сестрица,
Печь блины то мастерица,
Ой блины, блины мои, вы блиночки мои - 2 раза
3. Гости будьте все здоровы,
Вот блины наши готовы,
Ой блины, блины мои, вы блиночки мои – 2 раза
Конспект занятия по художественной литературе о второй младшей группе.
Тема: «Матрёшки затейницы»
Цель: познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки- прибаутки, пословицы, развивать словарный запас детей, память, моторику рук, учить чётко проговаривать звуки в словах, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Материал: матрёшки, загадки.
Ход занятия:
Давным - давно из далёкой страны Японии привезли маленькую игрушку- куклу. Кукла эта понравилась детям. Этих кукол назвали Матрёнами, ласкова матрёшками.
Семь кукол деревянных,
Круглолиц и румяных,
В гости к нам идут-
Всех матрёшками зовут,
Эта игрушка с сюрпризом…
Посмотрите – ка ребята
Чем матрёшечка богата?
Каждая матрёшка со своей затеей. Но давайте по порядку. Чем нас порадует первая матрёшка.
Матрё шка с загадками:
Эта матрёшка любит загадки загадывать. У нас есть карточки с картинками отгадками. Отгадываете загадку, показываете картинку.
- Вся лохматая, четыре лапки, сама усатенька? (кошка)
- Маленький, беленький
По лесочку прыг- прыг
Морковку ищет (заяц)
Матрё шка с шутками- прибаутками:
Матрёшка- хохотушка. Сама любит посмеяться и вас повеселить. Послушайте её смешные шутки:
«Небывальщица»
По небу медведь летит,
Медведь летит хвостом вертит,
Свинья на дереве гнездо свила…
Почему эта шутка называется «Небывальщица». Чего из того, о чём говорилось не бывает.
Матрё шка с чистоговорками:
Эта матрёшка учит правильно произносить звуки. А забава её так и называется – чистоговорка.
Ветерок в лесу ш-ш-ш,
Ползёт уж в траве с-с-с,
Прилетел жук ж-ж-ж,
Спел комарик с-с-с.
Матрё шка с играми:
А эта матрёшка не любит сидеть на месте. Она любит играть
Игра «весёлая карусель»
(К обручу привязаны ленты, дети берутся за ленты одной рукой, идут сначала в одну сторону, затем поменяв руку в другую сторону)
Еле, еле, еле, еле, закружились карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз- два вот и закончилась игра.
Матрё шка с пословицами:
Эта матрёшка хочет поделится с вами умными мыслями- пословицами. Послушайте чему они нас учат
- Чище мойся, воды не бойся,
- Слезами горю не поможешь,
- на масляной недели повеселись да медком угостись.
Матрё шка со стихотворениями:
Эта матрёшка любит стихотворения сама рассказывать и деток слушать.
- Пусть на масленицу каждый вспомнит о своих мечтах
Это праздник очень важный,
Не забудем о блинах. (просит детей повторить стихотворение).
Седьмая матрё шка угощает детей блинами проговаривая слова:
- Всю неделю мы гуляем,
Всех блинами угощаем,
Зимний холод провожаем,
Солнышко с весной встречаем…
Рефлексия: Сколько интересного мы узнали от Матрёшек- затейниц. Давайте поблагодарим матрёшек и попрощаемся с ними.