Омарова Зулейха
Конспект занятия по реализации дагестанского национального компонента «Нити веков. Знакомство с ковроткачеством»
Занятие : «Знакомство с искусством ковроткачества»
Тема: «Нити веков»
Цель : познакомить детей с старинным народным искусством Дагестана, ручным ковроткачеством.
Обучающие задачи: познакомить с инструментами необходимые для ковроделия, познакомить с элементами узоров, уметь самостоятельно составлять эскизы узоров, передавать красоту и характер элементов дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разных красок.
Публикация «Конспект занятия по реализации дагестанского национального компонента „Нити веков, Знакомство с ковроткачеством“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Развивающие задачи: развивать познавательную активность детей, развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать, фантазию.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к работе народных мастеров, воспитывать любознательность.
Предварительная работа: беседа о старинном искусстве Дагестана - ковроткачество, рассматривание ковров, эскизов, станка, дидактические игры «СОБЕРИ УЗОР ДЛЯ КОВРА», «СОБЕРИ УЗОРЫ НА НИТОЧКУ», «РАСКРАСИТЬ НИТИ» подвижная игра «БАБОЧКИ НА ПОЛЯНКЕ».
Материалы: ковры «СУМАХИ», ковровый станок, нити, краски, разные фигурки из разноцветной бумаги, клей, ножницы, лента, фигурки с дырочкой, ткань с разными цветами, крылышки для бабочек, эскизы для ковров.
Оформленияе зала: на полу ковры старинные, станок, мотки шерстяной нити, у станка ножницы, нож крючок.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети входят в зал под старинную дагестанскую народную мелодию
ВЕДУЩИЙ: НЕУЛОВИМО ПАЛЬЦЫ У СТАНКА ПОРХАЯ
КАК НИ СТАРАЙСЯ-УЗЕЛКОВ НЕ ПЕРЕЧЕСТЬ
А ПО ОРНАМЕНТУ ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ
СТИХОТВОРЕНИЕ МОГ, ЗНАЮЩИЙ ПРОЧЕСТЬ
РАСУЛ ГАМЗАТОВ.
Ведущий: РЕБЯТА КАК ВЫ ДУМАЕТЕ О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ЭТИХ СТРОКАХ? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) ДА РЕБЯТА РАСУЛ ГАМЗАТОВ ГОВОРИТ О КОВРАХ, О ДЕВУШКАХ КОТОРЫЕ ТКУТ КОВРЫ, О ТОМ КАКИЕ ВОЛШЕБНЫЕ УЗОРЫ МОГУТ СОТВОРИТЬ ТКАЧИХИ У КОВРОВОГО СТАНКА. ДАГЕСТАН КРАЙ УДИВИТЕЛЬНОЙ КРАСОТЫ,РОДИНА ГОСТЕПРЕИМНЫХ И ТРУДОЛЮБИВЫХ ЛЮДЕЙ. СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ ОТПРАВИМСЯ В УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ВЫСОКОГОРНОЕ СЕЛО АХТЫ. НАС К СЕБЕ ПРИГЛОСИЛА В ГОСТИ МАСТЕРИЦА КОВРОВ, КОТОРАЯ РАССКАЖЕТ НАМ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ЭТОМ ИСКУССТВЕ КОВРОТКАЧЕСТВО.
ЗВУЧИТ МУЗ., С. АГАБАБОВА СЛОВ. ,Р. ГАМЗАТОВА «ПО ГОРНЫМ ДОРОГАМ» ДЕТИ ВСТАЮТ И ИДУТ ЗМЕЙКОЙ ПО ЗАЛУ, (1 КРУГ) ЗАТЕМ САДЯТ НА МЕСТА.
(НА ПОЛУ У СТОНКА СИДИТИ МАСТЕРИЦА взрослая)
ВЕД: РЕБЯТА ДАВАЙТЕ ПОЗДАРОВАЕМСЯ.
ДЕТИ: САЛАМ АЛЕЙКУМ!
МАСТЕРИЦА: АЛЕЙКУМ АССАЛАМ РЕБЯТА, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШ УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРАЙ, КРАЙ КОВРОВОГО РЕМЕСЛА. В ДАГЕСТАНЕ ЕСТЬ РАЗНОЕ РЕМЕСЛО, В КАЖДОМ СЕЛЕ ОНО СВОЕ, БАЛХАРЫ - ДЕЛАЮТ КРАСИВЫЙ КУВШИНЫ ИЗ ОБЫЧНОЙ ГЛИНЫ, КУБАЧИ – ИЗ СЕРЕБРА И СТАЛИ ДЕЛАЮТ КРАСИВЫЕ КИНЖАЛЫ, И УКРАШЕНИЯ. НАШ АУЛ СЛАВИТСЯ КОВРАМИ. КОВРОДЕЛИЕ – ОДНО ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ИСКУССТВ В МИРЕ. ОНО ПЕРЕДАЕТСЯ НАМ ИЗ ПОКОЛЕНИЕ В ПОКОЛЕНИЕ, В НАЧАЛЕ КОВРЫ ТКАЛА МОЯ БАБУШКА, ЗАТЕМ МОЯ МАМА, А СЕЙЧАС ЭТО ИСКУССТВО ПЕРЕДАЛОСЬ МНЕ. КОВРЫ ВЫПОЛНЯЛИ САМЫЕ РАЗНЫЕ ФУНКЦИИ: МЛАДЕНЦАМ ПОКРЫВАЛИ ЛЮЛЬКИ, НЕВЕСТАМ КОВРЫ ДАВАЛИ КАК ПРИДАННОЕ ИЛИ КОВРАМИ УКРЫВАЛИ ГЛИНЯННЫЕ ПОЛЫ, СТЕНЫ ЧТО Б ЛЮДИ В ДОМЕ НЕ МЕРЗЛИ. ЧТОБ СОТКАТЬ КОВЕР НУЖНО ПРИЛОЖИТЬ МНОГО УСИЛИЙ. ИЗВЕСТНЫМ ЦЕНТРОМ РУЧНОГО КОВРОТКАЧЕСТВА ЯВЛЯЛИСЬ ВЫСОКОГОРНЫЕ ЛЕЗГИНСКИЕ СЕЛО АХТЫ, КУРУШ, МИКРАХ И ТАК ЖЕ ТАБАСАРАНСКИЙ РАЙОН. НАЗВАНИЕ НАШИХ КОВРОВ «СУМАХ». А СЕЙЧАС РЕБЯТКИ, ДАВАЙТЕ ПРОЙДЕМСЯ И ПОСМОРИМ НА НАШИ КОВРЫ, НА НАШИ ГОТОВЫЕ ЭСКИЗЫ ДЛЯ БУДУЩИХ КОВРОВ, НА НАШИ ИНСТРУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КОВРОТКАЧЕСТВА, РАСМОТРИМ СТАНОК, ХОТИТЕ ПОТРОГАТЬ ЕГО? (ОТВЕТ ДЕТЕЙ)
(ДЕТИ ПОДХОДЯТ И РАСМАТРИВАЮТ КОВРЫ, ЭСКИЗЫ, СТАНОК)
МАСТЕРИЦА: РЕБЯТА ПОСМОТРИТЕ КАК ТУГО НАТЯНУТА КАЖДАЯ НИТЬ, НИТИ ДЕЛАЮТ ИЗ ШЕРСТИ. РЕБЯТА А КТО СКАЖЕТ НА КАКОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОХОЖ НАШ СТАНОК? (ОТВЕТ ДЕТЕЙ) КОНЕЧНО РЕБЯТКИ, ОН ПОХОЖ НА АРФУ (ПОКАЗАТЬ ИЛЛЮСТРАЦИЮ КАРТИНЫ АРФЫ, ХОТИТЕ НАУЧИТСЯ ТКАТЬ КОВЕР? (ОТВЕТЫ ДЕТЕ) Я ВАС СЕЙЧАС НАУЧУ ДЕЛАТЬ УЗОРЫ, А КАКИМИ ОНИ У ВАС БУДУТ ВЫ ПРИДУМАЕТЕ САМИ ПРОХОДИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЗА СТОЛЫ, РАССАЖИВАЕТЕСЬ.
(ДЕТИ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СТОЛЫ, НА СТОЛАХ ЗАРАНЕЕ ЗАГОТОВЛЕННАЯ РАЗНОЦВЕТНАЯ БУМАГА, КЛЕЙ, ГОТОВЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ, ЦВЕТОЧКИ,КРУЖКИ ИТД, ДЕТИ НАЧИНАЮТ ПРИДУМЫВАТЬ СЕБЕ КОВРИКИ И КЛЕЮТ УЗОРЫ НА ЦВЕТНУЮ БУМАГУ)
МАСТЕРИЦА: РЕБЯТА СЕЙЧАС ВЫ САМИ СДЕЛАЕТЕ ЭСКИЗЫ ДЛЯ ВАШИХ БУДУШИХ КОВРОВ. Я ВАМ ПОКАЖУ КАКОЙ ЭСКИЗ ИЗ ЭТИХ БУМАГ СДЕЛАЛА Я (ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНУ), А ВЫ СДЕЛАЙТЕ ТАКОЙ УЗОР КОТОРЫЙ АМ НРАВИТСЯ.
(РЕБЯТА НАЧИНАЮТ СОЗДОВАТЬ УЗОРЫ ИЗ ЦВЕТКОВ,ТРЕУГОЛЬНИКОВ,ПОЛОСОК И ТД)
МАСТЕРИЦА: МОЛОДЦЫ РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ДЛЯ КОВРОВ НАМ НИТКИ НУЖНЫ? (ОТВЕТ ДЕТЕЙ) ДА РЕБЯТКИ КОНЕЧНО, БЕЗ НИТОК КОВЕР НЕ ПОЛУЧИТСЯ, А НИТКИ НАМ НУЖНЫ РАЗНОЦВЕТНЫЕ, СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ НАУЧИМСЯ КРАСИТЬ НИТКИ В ЯРКИЕ ЦВЕТА.
БЕРЕМ ПЛАСТМАСОВЫЕ ТАРЕЛОЧКИ И БЕРЕМ ЛЮБУЮ КРАСКУ, КАКАЯ ВАМ ПО ДУШЕ, МАКАЕМ НИТОЧКИ В КРАСКИ И ОСТАВЛЯЕМ СУШИТЬ.
МАСТЕРИЦА : НУ ЧТО ДЕТКИ ЗАКОНЧИЛИ (У КОГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ПОМОГАЕМ, НУ ЧТО РЕБЯТКИ ПОКА НАШИ НИТОЧКИ СУШАТСЯ ДАВАЙТЕ МЫ С ВАМИ ПОИГРАЕМ В ИГРЫ.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА БАБОЧКИ НА ПОЛЯНКЕ. ЗАРАНЕЕ ГОТОВИМ ТКАНЬ НА ТКАНИ ПРОШИВАЕМ РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУГИ С РАЗНЫМИ ЦВЕТАМИ, КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ПРОИЗНОСЯТ ЕГО ЦВЕТ: ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, КРАСНЫ, СИНИЙ И ТД., ПОД МУЗЫКУ ДЕТИ ЛЕТАЮТ, КАК МУЗЫКА ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ НА СВОИ ЦВЕТА КАК БЫ МАСКИРУЯСЬ. 2-й РАЗ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ НА ДРУГИЕ ЦВЕТА.
МАСТЕРИЦА: молодцы ребятки как вы ловко помогли бабочкам ОТЫСКАТЬ СВОИ ЦВЕТА, а сможете ли вы собрать узор на ниточку? Интересно?
На столе в тарелочке одна лента и из бумаги вырезанные узоры с дырочкой в углу – это могут быть звезды, цветочки, треугольники, квадратики, ведущий показывает эскиз узора, ребенок должен быстро собрать такой же узор на ниточку.
Играет музыка и дети начинают собирать
Мастерица: молодцы ребятки, как вы ловко и умело справились с заданием. Я думаю из вас выйдут хорошие мастера ковроткачество
Ведущая : Мастерица ты как никто знаешь что у нас в Дагестане гости не приходят с пустыми руками, вот и наши ребятки приготовили для тебя стихи,песню, и танец. Послушай пожалуйста сейчас наши детки расскажут тебе стихи
1 реб: О Дагестан, воспетый на века поэтом,
Что он сказал бы в эти наши времена.
Ковер Дагестанский соткан под осенним небом,
А мастерицею была сама Судьба.
2 реб: КАКИЕ ВСЮДУ МАСТЕРИЦЫ
В АУЛАХ ДРЕВНИХ ТУТ ЖИВУТ
НЕ ЗРЯ РАБОТА КОВРОВЩИЦЫ
ЗДЕСЬ САМЫй БЛАГОРОДНЫЙ ТРУД
3 РЕБ: Ткала горянка песню о своей отчизне.
Павлины, бабочки, газели, голубкИ,
Плоды, бутоны, листья - всё от древа жизни,
Что для детей необходимо сохранить.
4 реб: И расцветал ковер к цветку цветок
Как Дагестан родной в разгаре лета
За нитью нить, так из прекрасных строк
Рождается творение поэта
Танец под музыку М. Кажлаева «Вечер»
Мастерица: какой красивый танец, какие замечательные стихи, спасибо вам ребята за такие подарки.
ВЕДУЩИЙ: НУ НА ЭТОМ НЕ ВСЕ, РЕБЯТА ПРИГОТОВИЛИ ЕЩЕ ПЕСНЮ
ДАГЕСТАНСКАЯ НАРОДНАЯ
«Дагестан цветущий»
1к
Я так долго не был на родной земле
Здравствуй мой любимый Дагестан / 2р.
Дагестан цветущий, Дагестан растущий
Я тебя так долго не видал 2Р
2-к.
Прикаспийский ветер, ласково нас встретит
Здравствуй мой любимый Дагестан. 2Р
Лишь одной мечтою, я живу тобою
И к тебе вернусь я Дагестан 2Р
3-К
Девушек красивых, юношей отважных /
Ты рождаешь горный Дагестан 2Р
Прикаспийский ветер, снова меня встретит /
Здравствуй мой любимый Дагестан / 2Р
Ведущая: ну вот и все ребята наше путешествие по селу Ахты подошло к концу понравилось вам?
Дети: даааа!
Ведущий: давайте скажем спасибо за гостеприимство, за бесценные знания которые нам подарила наша мастерица ковров.
Дети все вместе: СПАСИБО!
Мастерица: рада буду вас вновь увидеть у нас в гостях!
ЗВУЧИТ МУЗ., С. АГАБАБОВА СЛОВ. ,Р. ГАМЗАТОВА «ПО ГОРНЫМ ДОРОГАМ» ДЕТИ ВСТАЮТ и змейкой выходят из зала