Османова Ольга Сайгидовна
Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (тарелок).
Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения. Научить создавать эскизы предстоящего узора для тарелки. Развивать чувство красоты предмета, его узоров, способствовать развитию мелкой моторики, желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую. Приобщать детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана. Воспитывать любовь к Родному краю.
Публикация «Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности „Балхарская керамика“ в средней группе» размещена в разделах
- Дагестан
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Материал: Образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняной посуды- тарелок, кувшинов. Посуда изготовленная из "папье-маше",белая гуашь, кисть,шаблон тарелки, клеенки.
Предварительная работа: Рисование элементов узоров балхарской росписи. Посещение Музея народно-прикладного искусства Дагестана. Отгадывание загадок.
Использование ИКТ- народная Дагестанская музыка.
Ход занятия
Дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)
Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Воспитатель- Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? В какой республике мы живем? Как называется наш город?
Дети- В России, город Москва, в Дагестане, город Хасавюрт.
(показ ролика Дагестан)
Воспитатель- Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Сегодня мы будем беседовать о народных ремеслах Дагестана. Ребята, а какими народными ремеслами славится наша республика?
Дети- Серебряная насечка по дереву – селение Унцукуль; Ковроткачество – села Табасаранского района; Златокузнецы (ювелирные изделия) – селение Кубачи; Гончарное производство (изготовление глиняной посуды) селение Балхар.
О балхарцах много пишут
И статей и умных книг-
Чем живут они, чем дышат,
Каковы мечты у них?
Вот мечта моей вершины:
Пусть решится спор любой
Тихо, мирно, у кувшина
С доброй горскою бузой.
Воспитатель-Так в каком же Дагестанском селении делают керамическую (глиняную) посуду?
Дети- В селении Балхар!
Воспитатель- Правильно. Давным-давно, много лет тому назад высоко в горах жил в ауле Балхар горец по имени Калкучи. Как-то гуляя по берегу озера, он увидел, как дети из глины лепили различные фигурки птиц, животных, людей и весело играли с ними. Подумал Калкучи, если дети лепят игрушки, то из такой вязкой и жирной глины можно и посуду вылепить. Как гласит легенда, именно с этого и начался балхарский промысел гончарного ремесла, который и поныне действует в этом прославленном ауле.
Глину для гончарных изделий добывали и добывают недалеко от аула, месили ногами. Сами изделия балхарские мастерицы формовали на гончарном круге «жюлла» под мелодичные песни. Сначала посуда была простой, а впоследствии ее стали украшать различными узорами. Благодаря тому, что посуда окрашена в два цвета (один цвет фон, а другой узор, изделие выглядит строго, нет лишней пестроты.
Традиционно мужчины занимались реализацией готовых изделий. Балхарцы на осликах, с навьюченными корзинами, полными изделий, отправлялись в близлежащие села. Балхарская посуда всем очень нравилась, она была удобной и красивой.
Сегодня изделия балхарских мастериц находятся в музеях и домашних коллекциях многих стран мира.
Как называется краска для росписи балхарских изделий?
Дети- Ангоб.
Воспитатель- А как изготавливают ангоб?
Дети- Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот.
Воспитатель- А мы, вместо ангоба будем работать гуашью! Ребята, а какую балкарскую посуду вы можете назвать?
Дети- Тарелки, водоносные кувшины, кувшины для молока, маслобойки, подойники.
Воспитатель- А какие предметы быта изготавливают в Балхаре?
Дети- Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок.
Воспитатель- Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?
Дети- Растительный, геометрический, зооморфный, а так же простейшие изобразительные средства - линия, штрих и пятно, клубочек.
Воспитатель- Какие линии используются в балхарской росписи?
Дети- Зигзагообразные, волнистые, параллельные линии, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза.
Воспитатель- В декоративном украшении керамических изделий роспись используется с учетом формы и поверхности изделий. (на доске образцы росписи) Ребята, при росписи тарелки, как распишем ее края.
Дети- Тарелку украсим круговой линией от края и точками.
Воспитатель- А как распишем середину тарелки?
Дети- Середину тарелки круговыми движениями нарисуем клубочек.
Пальчиковая гимнастика «Тарелка»
Вот тарелка для Мадинки (Рисуют руками большой круг)
Желтые колечки (Рисуют в воздухе маленькие колечки)
Для хинкала, для пюре,
Для чуду, для гречки (Загибают на левой руке пальчики правой рукой, начиная с большого)
Практическая часть под музыку- индивидуальный подход
Физкультминутка (дети имитируют.)
Мы орнамент рисовали и немножечко устали.
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть попрыгаем немножко,
И опять побьем в ладошки.
На семь-восемь повертелись,
Девять-десять – все уселись.
Рефлексия Выставка, анализ работ. Ребята, что нового вы узнали на занятии? Чем славится селение Балхар?