Елена Александрова
Знакомство младших дошкольников с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
«Как знакомить младших дошкольников с неживой природой»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления,сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит
это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами
Публикация «Знакомство младших дошкольников с неживой природой» размещена в разделах
обладают экологической культурой–понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,показывают маленькому человеку
прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Влияние природы на ребенка огромно : она встречает малыша морем звуков и
запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,
задуматься.
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к
тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение);
-формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие) ;
-развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить ее) ;
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы) .
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде
всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к
окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е.
осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и
сберечь природу и т. д.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают
позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,
должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия
других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую
нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять
действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое
отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых
знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в
неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая
включает:
-представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых
живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих
потребностей;
-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,
приспособленности растений и животных к условиям существования;
-осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом
сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей
гуманного отношения к природе
–необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность
–создать условия для полноценного общения детей с живой природой.
А создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или
родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует
дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и
при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов
природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических
чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания,
включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и
развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание
детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и
поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту
жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным
подходом. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть
красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо
развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще
недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.
Задача родителей
–подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Запомните правила!
-Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно
составлять из тех растений, выращенные человеком.
-Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
-Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные
растения.
-Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут
отыскать и разорить хищники.
Если случайно окажешься возле гнезда, не
прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы–родители могут совсем
покинуть гнездо.
-Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать
нелетающих птенцов и беспомощных зверей.
-Не лови ине уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В
природе о них позаботятся взрослые животные.
-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте
травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
Стихи об экологии
Чтобы цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика–
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту
Не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
О загрязнении
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали нам дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай!
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе–
Нам еще здесь жить как вроде!
Все-все
На свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны,
чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужно все подряд–
Кто делает мед, и кто
делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучшие делишки.
Да! Если мы с кем-
то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
Экология земли
Посмотрите с чувством люди
Что с планетой нашей будет
Об асфальт, сжигая шины
Газом кашляют машины
Сколько гари, сколько дыма
Просто невообразимо
Печи, фабрики, заводы
Катера и теплоходы
Выдыхают серый газ
Посчитайте, сколько в час?
Экология в упадке
Слой озонный слишком шаткий
Ну, когда же мы поймем?
Это дом, мы в нем живем
Землю мы считаем раем
Сами же и отравляем
Мусора завалы, груды
Впрочем, урны есть повсюду
На лицо, накинув тень
В урну бросить мусор лень
лучше использованный товар
Бросить здесь на тротуар
В парках, скверах, и аллеях
Кучи мусора белеют
И признаться, стыдно даже
Словно свалка наши пляжи
В космос сорок лет летаем
И его мы засоряем
Ну, когда придет сознанье
В уважении мироздания?
Двадцать первый ныне век
Будь умнее ЧЕЛОВЕК!