Азоркина Ольга
Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Этнокультурное образование детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Знакомство дошкольников с мордовской национальной культурой (с использованием модели «Мордовская изба»)»
Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Публикация «Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели „Мордовская изба“» размещена в разделах
Свою работу по этнокультурному образованию я строю исходя из разработанного мною проекта.
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Основной вопрос проекта :
«Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»
Проблемные вопросы:
Как жили мордва?
Как отдыхали и работали?
Как они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
Какие праздники отмечали?
Что передавали своим детям, внукам и правнукам?
Как сохранить мордовские игры, обычаи и традиции мордовского народа?
Знакомство с :
мордовским фольклором;
мордовской литературой;
родной природой;
мордовским искусством;
мордовским народным творчеством;
мордовскими народными играми.
Гипотеза:
Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с культурой, произведениями устного народного творчества, речью, не только русского, но и мордовского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей страны.
Цель:
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к мордовской национальной культуре.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре Мордовии.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Способствовать развитию у детей лучших черт характера.
- Показать детям красоту мордовского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах, колыбельных.
- Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал мордовского народа.
- Сформировать чувство национального достоинства.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
Ожидаемые результаты:
- Пробуждение интереса к истории и культуре Мордовии, любви к родному краю.
- Формирование чувств национального достоинства.
- Расширение кругозора детей через модель «мордовская изба», созданного силами педагогов и родителей.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к мордовской национальной культуре.
Направления работы по приобщению детей к мордовской национальной культуре :
- Создание атмосферы национального быта.
- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
- Знакомство с народным искусством.
- Знакомство с мордовскими народными играми.
- Знакомство с историей Мордовии, как родного края.
Этапы и сроки проведения проекта.
1. Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Создание модели «Мордовской избы». Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2. Аналитический (ноябрь-апрель) Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа в режиме инновационной деятельности.
3. Заключительный (май) Обобщение результатов работы; анализ деятельности.
Тематическое планирование образовательной деятельности с детьми:
-История Мордовии. Развитие быта, культуры.
-Природа Мордовии : флора и фауна.
-Географическое положение, реки Мордовии.
-На основе модели «Мордовская изба» знакомство с :
Одеждой мордовского крестьянина.
Бытом и основными занятиями мордовских крестьян.
Знакомство с мордовской кухней.
Знакомство с декоративно – прикладным искусством.
Знакомство с обустройством мордовской избы, утварью,
характерными особенностями.
Праздники и развлечения:
«Покров»
«Рождество»
«Масленица»
«Пасха»
Литературная викторина по мордовским народным сказкам
Работа с родителями:
Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к мордовской национальной культуре».
День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов).
Консультации.
Результативность
1. У детей появился интерес к изучению мордовской народной культуры.
2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
3. Сформировались чувства национального достоинства.
4. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве Мордовии.
5. Расширились знания о традициях Мордовского народа.
6. Возросло желание детей изучать фольклор мордовского народа во время свободного досуга.
7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры мордовского народа.
Вывод:
Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.