Наталия Косолапова
Образовательный проект по хореографии для дошкольников «Коми земля — танец души моей!» Знакомство детей с коми культурой.
▼ Скачать + Заказать документы
Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое.
Тип проекта: продуктивный, групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (январь-март).
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагог дополнительного образования (хореограф, музыкальный руководитель, воспитатели, родители, ансамбль «Зарни Ёль», ученица национальной студии «Асъя кыа».
Публикация «Образовательный проект по хореографии для дошкольников „Коми земля — танец души моей!“ Знакомство детей с коми культурой,» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Республика Коми
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, проектор, принтер, диски с записью народной музыки, фотографии и иллюстрации с изображениями коми народных костюмов, куклы: девочка и мальчик в коми национальных костюмах, карточки с изображением национальных костюмов для викторины, компьютерная игра «Игры с Кикуруллю», видеофильмы с записью танцевальных композиций ансамблей «Асъя кыа», «Сигудк», коми национальные музыкальные инструменты (зиль-зёль, тотшктчан, шур-шар, тутш-тотш и врсан табъяс).
Актуальность проекта:
У каждого народа есть своя неповторимая «изюминка» - это его традиции, культура, обычаи. Этим люди разной национальности отличаются друг от друга.
В настоящее время на территории Республики Коми проживают люди разных национальностей: русские, коми, украинцы, белорусы, татары, армяне и много других. Всех этих людей объединяет наш родной коми край. И надо с уважением относится к земле, на которой ты живёшь, к народу, к их традициям, к обычаям.
Это уважение надо воспитывать уже с дошкольного возраста. Надо способствовать, чтобы ребенок был на позиции созидателя и хранителя природы и культуры, понимающим и любящим свою «малую» Родину, а не чувствовал себя потребителем или пассивным наблюдателем.
Данный проект был разработан для того, чтобы через красоту коми народного танца ребенок смог познакомиться ближе и полюбить культуру коми народа, традиции, обычаи.
Цель проекта: Приобщение старших дошкольников к коми национальной культуре посредством хореографического искусства.
Задачи проекта:
Познакомить с коми народным творчеством: фольклор, сказками, песнями, танцами и т. д. ;
Познакомить дошкольников с историей возникновения коми народных танцев;
Обучить детей движениям, перестроениям, фигурам коми народного танца;
Познакомить с женским и мужским костюмом народа коми;
Познакомить с коми народными музыкальными инструментами;
Развивать музыкальный слух, чувство ритма, темпа, навыков координации, зрительной и музыкальной памяти;
Воспитывать трудолюбие, терпение;
Способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях;
Воспитывать и пробуждать интерес к культуре и традициям своей малой Родины - Коми земле;
Формировать стремление к познанию культурных традиций через творческую деятельность и познавательно-исследовательскую деятельность;
Раскрывать творческий потенциал, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
Подготовить детей к участию в коми национальном фестивале детского творчества «шкамшка»;
Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителей.
Продукты деятельности: знания, умения и навыки в области коми народного танца и коми музыкальных инструментов, знания коми фольклора. Творческое портфолио с иллюстрациями коми национальных костюмов, музыкальных инструментов, с историей возникновения коми народных танцев. Творческие работы детей с изображением своего любимого танца. Аудио диски с коми национальными мелодиями и песнями. Видеотека с записями танцевальных композиций ансамблей «Асья кыа», «Сигудк».
Формы реализации проекта:
интегрированные занятия;
поисковая деятельность совместно с родителями;
продуктивная деятельность (разучивание танцев и рисование любимого танца);
просмотр видеофильмов и презентаций;
посещение концертов, национального музея, детской центральной библиотеки;
слушание «живой» музыки ансамбля «Зари Ёль» и рассказ о коми национальных инструментах;
показ коми танца ученицей национальной студии «Асъя кыа»;
показ коми национального костюма ученицей национальной студии «Асъя кыа»;
викторина;
творческий концерт;
участие в коми национальном фестивале детского творчества «шкамшка».
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Знают коми народное творчество: фольклор, сказки, танцы, песни и др.
• Могут рассказать историю возникновения коми народных танцев;
• Умеют исполнять движения коми танца, перестроения, фигуры;
• Знают женский и мужской национальный костюм народа коми;
• Различают и умеют играть на коми музыкальных инструментах, умеют рассказать о них;
• Лучше чувствуют музыку, могут переживать ее в движениях, более ритмичные;
• Могут самостоятельно импровизировать на творческих заданиях;
• Проявляют интерес к коми танцам, к коми культуре в целом;
• Получают удовольствие от движения под музыку.
Участники коми национального фестиваля детского творчества «шкамшка»;
Родители:
• Активные и заинтерисованые участники педагогического процесса;
• Повышение общей и музыкальной культуры;
• Проявляют интерес к поиску аудиозаписей с коми музыкой и видеозаписей коми национальных хореографических постановок;
• Посещают концерты коми национальных хореографических коллективов (филармония, РЦДО, гимназия искусств и др.)
Педагоги:
• Оснащение музыкального уголка (накопительные папки с коми музыкальными инструментами, с национальными костюмами, CD дисками коми музыкой);
• Пополнение библиотеки коми сказками, загадками, стихами.
Этапы реализации проекта
1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (январь)
2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (февраль-март)
3 этап – итоговый этап реализации проекта (март)
4 этап – презентационный этап реализации проекта.
Формирующий этап реализации проекта
Месяц, неделя С педагогами С детьми С родителями
январь
3-4 недели
1. Составление перспективного плана мероприятий.
2. Подбор репертуара для детей
старшего дошкольного возраста.
3. Отображение целей и задач проекта.
4. Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.
5. Подготовка видео и аудио записей, муз- дидактических игр. 1. Мониторинг
(определение степени знаний детей о коми культуре, музыки);
1. Анкетирование, беседы.
2. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.
Список используемой литературы:
1. Доброе слово. Коми народные сказки в литературном изложении на русском Петра Столповского. - Сыктывкар: ООО «Титул», 2008.-512с.
2. Учимся петь и танцевать по-финно-угорски: сборник песен и танцев финно-угорских народов с аудио- и видеоматериалами/ сост. : Н. Н. Морозова, И. Н. Леонова – Сыктывкар, 2008.-86с.
3. Скляр И. Г., Чисталёв П. Р. «Коми народные танцы» Коми книжное издательство. Сыктывкар, 1990.
4. Парма: Программа развития и воспитания детей в ДОУ РК / Под общей ред. Белых С. С., Штекляйн С. Н., Потолицыной Н. Б. -2-е изд. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2003.- 200 с.
5. Музыкальное воспитание как средство приобщения детей к национальной культуре Коми АССР. (Методические рекомендации). /Сост. Л. Д. Вавилова, А. В. Елькина. -Сыктывкар,1989.
Видеоматериалы к проекту:
1. Морозова Н. Н., Леонова И. Н. «Учимся петь и танцевать по-финно-угорски». DVD-диск,-Сыктывкар,2007.
2. Остапова З. В., ПасынковаИ. А. «Игры с Кикуруллю» игры на коми и русском языках для детей 5-10 лет. - Сыктывкар, 2006.
3. Фонохрестоматия для коми детских садов «Музыка для детей»
4. Фонохрестоматия «Рассказы о коми народных музыкальных инструментах»