Чекасина Наталья
Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега «Столбушка» в средней группе.
▼ Скачать
Цель: познакомить детей с историей и традициями русского народа.
Задачи: продолжать формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с куколкой оберегом;
- совершенствовать речь как средство общения, используя пестушкии образные выражения;
-расширять представления о разнообразии народного искусства ;
-воспитывать самостоятельность, развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы работы с тканью.
Публикация «Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега „Столбушка“ в средней группе,» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
-способствовать умению отстукивать «ритмический диктант».
Оборудование: музыкальное сопровождение (русские народные мелодии, макет русской избы, деревянные ложки, презентация, кусочки ткани, веревочки и основа (маленькие березовые поленья).
Ход НОД:
Воспитатель: Пробегают столетия, идут года, поколения сменяют друг друга, люди изобретают великое множество устройств, чтобы облегчить себе жизнь.
Ребята, без чего нам не обойтись в современном мире?
Дети: телефон, машина, телевизор (различные ответы детей).
Воспитатель: да, вы конечно правы, а раньше в далекие-далекие времена, в Древней Руси люди жили без этих нужных вещей, но так же как и вы, дети там тоже любили игрушки.
Как вы думаете, из чего делали, например куколку?
Дети: из дерева, ткани, соломы, пуха.
Воспитатель: давайте ребята посмотрим на этих самых куколок (показ презентации).
1слайд: кукла «Берегиня»
Ее делали, из остатков ткани от ношеной одежды, она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок. Вешалась Берегиня над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом, народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей.
2слайд: кукла «День и ночь»
Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами.
3слайд: кукла «Зернушка»
Зернушка, Зерновушка, Крупеничка, Горошинка.
Зерновушку бережно хранили на видном месте в красном углу избы рядом с иконами.
4слайд: «Пеленашка».
Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой. Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.
5слайд: «Зайчик».
Зайчик – друг, которому можно поведать свои тайны, рассказать о том, что на душе твориться, пожаловаться, если что не так. Нянюшку делали малышам, которые уже начинали ходить и выходить из дома на улицу. Считалось, что эта куколка обережёт ребёнка от нечаянных страхов, от встречи с неведомым.
6слайд: «Десятеручка».
Многорукая кукла из соломы или лыка всегда находилась в комнате, где работали русские мастерицы и оберегала их труд.
7слайд «Столбушка».
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!
Воспитатель: ребятки, ещё хочу рассказать вам о кукле - Убоженьке. У такой куколки не было ручек или ножек, её надо было жалеть, лечить.
Как вы заметили, первые куклы изготавливались из природных материалов.
Что вы запомнили? Запомнили ли вы название кукол?
Дети: Зернушка, кукла Скрутанка, кукла Оберег, Убоженька.
Воспитатель: так вот, ребята, когда маленький ребенок плакал у себя в люльке (зыбке, мама вкладывала в ручки куколку-оберег и напевала колыбельную.
Воспитатель: давайте вы сейчас станете маленькими и тихонечко заплачете, а мы вас с Мишей (ребенок) будем успокаивать.
Психогимнастика
Закрывайте глазки, а я укрою вас одеялом (дети сидят на стульчиках рядом друг с другом, воспитатель накрывает их одеялом).
Ребенок: Спать. Спать. Почивать.
Позовем к себе в кровать
Маленькую свинку
На чистую простынку,
Квакалку-лягушку-
На чистую подушку,
А под одеялко,
Кого позвать не жалко?
Кого позовем?
Дети: дают ответы, кого бы они позвали с собою спать.
Воспитатель: ну, как отдохнули ваши глазки! Тогда продолжаем нашу увлекательную беседу.
Посмотрите у меня в руках какая-то красочная схема…
Как вы думаете, каким образом можно играть с этими цветными лоскутами?
Дети: можно их трогать, можно называть цвета, это геометрические фигуры.
Воспитатель: а вот вам подсказка – деревянные ложки.
(дети приходят к выводу, что можно отстукивать ритмический рисунок).
Ритмичное полотно.
Это тоже древняя игра, раньше не было нот, и мамочки придумывали вот такие ритмичные карточки.
Воспитатель: я заигралась с вами и совсем забыла про сундучок
(в сундучке лежат заготовки – поленья для куколок).
Воспитатель: как вы думаете, что мы будем делать из этих полений?
Дети: будем делать игрушку, куклу-оберег.
Воспитатель: да, молодцы ребятки, вы правильно догадались, но с этими палочками можно поиграть, а игра называется «Калечина-малечина». Игра не сложная, нужно поставить бревнышко основанием, например, на ладошку произнося слова : «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?». Кто дольше всех продержит бревнышко в этом положении под счет – тот победил.
(родители и дети играют в игру).
Воспитатель: да на Руси умели, и работать, и веселиться. Давайте же и мы с вами поработаем, да сделаем себе по куколке-оберегу. Родители, присаживайтесь к детям, нужна будет ваша помощь.
Воспитатель: Ребята, а что будет основой для куколки?
Дети: полено, бревнышко.
Воспитатель: а чем мы обернем поленышко?
Дети: тряпочкой, тканью.
Воспитатель: а как обозначить, что у куклы есть голова? Что нужно повязать? (платок). А чтобы всё это держалось на куколке, мы обвяжем её красивой ниточкой, на этом этапе работы нам помогут родители, я хочу попросить вас обвязать так, чтобы хоть один раз была нитка «крест-накрест».
Напоминаю вам ребята, что при изготовлении кукол не пользовались ни иглой, ни ножницами.
После окончания работы, дети встают в полукруг, показывая свои обереги и получают угощения.
Рефлексия
Ребята о чем мы сегодня говорили с вами? В какую игру играли новую? Что мы мастерили вместе с мамами и папами. Что вам запомнилось больше всего? Спасибо за внимание.