МААМ-картинки

Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега «Столбушка» в средней группе. (9 фото)

Чекасина Наталья
Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега «Столбушка» в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с историей и традициями русского народа.

Задачи: продолжать формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с куколкой оберегом;

- совершенствовать речь как средство общения, используя пестушкии образные выражения;

-расширять представления о разнообразии народного искусства ;

-воспитывать самостоятельность, развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы работы с тканью.

Публикация «Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега „Столбушка“ в средней группе,» размещена в разделах

-способствовать умению отстукивать «ритмический диктант».

Оборудование: музыкальное сопровождение (русские народные мелодии, макет русской избы, деревянные ложки, презентация, кусочки ткани, веревочки и основа (маленькие березовые поленья).

Ход НОД:

Воспитатель: Пробегают столетия, идут года, поколения сменяют друг друга, люди изобретают великое множество устройств, чтобы облегчить себе жизнь.

Ребята, без чего нам не обойтись в современном мире?

Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега «Столбушка» в средней группе.

Дети: телефон, машина, телевизор (различные ответы детей).

Воспитатель: да, вы конечно правы, а раньше в далекие-далекие времена, в Древней Руси люди жили без этих нужных вещей, но так же как и вы, дети там тоже любили игрушки.

Как вы думаете, из чего делали, например куколку?

Дети: из дерева, ткани, соломы, пуха.

Воспитатель: давайте ребята посмотрим на этих самых куколок (показ презентации).

Фото «Столбушка»

1слайд: кукла «Берегиня»

Ее делали, из остатков ткани от ношеной одежды, она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок. Вешалась Берегиня над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом, народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей.

2слайд: кукла «День и ночь»

Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами.

3слайд: кукла «Зернушка»

Зернушка, Зерновушка, Крупеничка, Горошинка.

Зерновушку бережно хранили на видном месте в красном углу избы рядом с иконами.

4слайд: «Пеленашка».

Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой. Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

5слайд: «Зайчик».

Зайчик – друг, которому можно поведать свои тайны, рассказать о том, что на душе твориться, пожаловаться, если что не так. Нянюшку делали малышам, которые уже начинали ходить и выходить из дома на улицу. Считалось, что эта куколка обережёт ребёнка от нечаянных страхов, от встречи с неведомым.

6слайд: «Десятеручка».

Многорукая кукла из соломы или лыка всегда находилась в комнате, где работали русские мастерицы и оберегала их труд.

7слайд «Столбушка».

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

Воспитатель: ребятки, ещё хочу рассказать вам о кукле - Убоженьке. У такой куколки не было ручек или ножек, её надо было жалеть, лечить.

Как вы заметили, первые куклы изготавливались из природных материалов.

Что вы запомнили? Запомнили ли вы название кукол?

Дети: Зернушка, кукла Скрутанка, кукла Оберег, Убоженька.

Воспитатель: так вот, ребята, когда маленький ребенок плакал у себя в люльке (зыбке, мама вкладывала в ручки куколку-оберег и напевала колыбельную.

Воспитатель: давайте вы сейчас станете маленькими и тихонечко заплачете, а мы вас с Мишей (ребенок) будем успокаивать.

Психогимнастика

Закрывайте глазки, а я укрою вас одеялом (дети сидят на стульчиках рядом друг с другом, воспитатель накрывает их одеялом).

Ребенок: Спать. Спать. Почивать.

Позовем к себе в кровать

Маленькую свинку

На чистую простынку,

Квакалку-лягушку-

На чистую подушку,

А под одеялко,

Кого позвать не жалко?

Кого позовем?

Дети: дают ответы, кого бы они позвали с собою спать.

Воспитатель: ну, как отдохнули ваши глазки! Тогда продолжаем нашу увлекательную беседу.

Посмотрите у меня в руках какая-то красочная схема…

Как вы думаете, каким образом можно играть с этими цветными лоскутами?

Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега  в средней группе. - фото

Дети: можно их трогать, можно называть цвета, это геометрические фигуры.

Воспитатель: а вот вам подсказка – деревянные ложки.

(дети приходят к выводу, что можно отстукивать ритмический рисунок).

Ритмичное полотно.

Это тоже древняя игра, раньше не было нот, и мамочки придумывали вот такие ритмичные карточки.

Фото №1 Цель познакомить детей с историей и традициями русского народа

Воспитатель: я заигралась с вами и совсем забыла про сундучок

(в сундучке лежат заготовки – поленья для куколок).

Воспитатель: как вы думаете, что мы будем делать из этих полений?

Дети: будем делать игрушку, куклу-оберег.

Воспитатель: да, молодцы ребятки, вы правильно догадались, но с этими палочками можно поиграть, а игра называется «Калечина-малечина». Игра не сложная, нужно поставить бревнышко основанием, например, на ладошку произнося слова : «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?». Кто дольше всех продержит бревнышко в этом положении под счет – тот победил.

Фото №2 Народная культура фольклор народного искусства воспитывать самостоятельность развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы работы с тканью

(родители и дети играют в игру).

Воспитатель: да на Руси умели, и работать, и веселиться. Давайте же и мы с вами поработаем, да сделаем себе по куколке-оберегу. Родители, присаживайтесь к детям, нужна будет ваша помощь.

Воспитатель: Ребята, а что будет основой для куколки?

Дети: полено, бревнышко.

Воспитатель: а чем мы обернем поленышко?

Фото №3 Публикация Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки оберега Столбушка в средней группе размещена в разделах Куклы обереги

Дети: тряпочкой, тканью.

Воспитатель: а как обозначить, что у куклы есть голова? Что нужно повязать? (платок). А чтобы всё это держалось на куколке, мы обвяжем её красивой ниточкой, на этом этапе работы нам помогут родители, я хочу попросить вас обвязать так, чтобы хоть один раз была нитка «крест-накрест».

Фото №4 Народные тряпичные куклы Народная культура фольклор Средняя группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД май способствовать умению отстукивать ритмический диктант

Напоминаю вам ребята, что при изготовлении кукол не пользовались ни иглой, ни ножницами.

После окончания работы, дети встают в полукруг, показывая свои обереги и получают угощения.

Фото №5 Оборудование музыкальное сопровождение русские народные мелодии макет русской избы деревянные ложки презентация кусочки ткани веревочки и основа маленькие березовые поленья

Рефлексия

Ребята о чем мы сегодня говорили с вами? В какую игру играли новую? Что мы мастерили вместе с мамами и папами. Что вам запомнилось больше всего? Спасибо за внимание.

Фото №6 Ход НОД Воспитатель Пробегают столетия идут года поколения сменяют друг друга люди изобретают великое множество устройств чтобы облегчить себе жизнь
Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой в старшей группе «У хозяюшки в избе» конспект занятия по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой в старшей группе Тема: «У хозяюшки в избе»Образовательная область:.

Знакомство с русской народной культурой. МасленницаЗнакомство с русской народной культурой. Масленница Образовательные задачи: • Познакомить детей с народными традициями • Дать знания о русском народном празднике Масленица • Знакомить детей.

Автор публикации:
Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега «Столбушка» в средней группе.
Опубликовано: 1 мая 2015 в 11:59
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега «Столбушка» в средней группе.» (включая файлы) размещена пользователем Чекасина Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД