Елена Окутина
Сообщение из опыта «Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДОпосредством приобщения с национальной культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Я Окутина Елена Ивановна – воспитатель муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «Детский сад № 4», представляю вашему вниманию опыт работы по теме : «Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО, через приобщение к национальной культуре».
Публикация «Сообщение из опыта „Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС до посредством приобщения с национальной культурой“» размещена в разделах
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна, так как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость, на недостаточном уровне знаний у детей традиций.
Многие люди забыли о своих русских ценностях. Отмечается занятость родителей детей: домашним бытом, зарабатыванием денег, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх.
Вот почему важно в повседневной жизни, дома и в детском саду социализировать дошкольников, через приобщение к особенностям национальной культуры и привлекать родителей, т. к. именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе.
Слово социализация происходит от латинского "socialis", что в переводе значит "общественный". Человек в процессе социализации становится общественным существом, усваивает определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013 г. за №1155, сказано, что образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребёнка.
При реализации образовательной программы дошкольного образования я учитывала и задачи стандарта, прописанные в пункте 1.6.5, (объединения и обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества).
В связи с этим мною проводится работа по социализации дошкольников через приобщение к национальной культуре.
Цель работы: Освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Задачи:
1. Приобщать детей к социокультурных нормам, традициям семьи, общества и государства.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные и музыкальные произведения (потешки, заклички, молитвы, колядки).
4. формировать социально активную личность, способную к самореализации, творческой деятельности.
5. Прививать трудовые навыки, связанные с культурой русского народа.
6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей ( формирование представлений о традициях народных праздников: Рождество Христово, Масленица, Пасха, Варварин день, осенняя ярмарка и др.).
7. Расширять представления об исторических местах родного города через взаимодействие с учреждениями окружающего социума : краеведческий музей, дом-музей поэзии.
Моя работа осуществляется в трёх направлениях
-работа с детьми
-работа с родителями
-Взаимодействие с социумом.
В работе с детьми использую следующие формы работы:
Это праздники и развлечения по традициям русского народа, государственные праздники, так как они являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы нашей организации и одним из эмоционально насыщенных событий в жизни воспитанников. Участие дошкольников и родителей в празднике создаёт условие не только для них знакомство с национальной культурой, а предоставляется возможность активно действовать и взаимодействовать с другими сверстниками и родителями других воспитанников.
Такая форма работы как беседы и игры развивают у детей познавательный интерес, формируют представления о жизни предков, о специфике бытования народной культуры, так же у дошкольников активно совершенствуется нравственное и патриотическое отношение к народным традициям, национальному наследию, происходит общение между сверстниками и взрослыми.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается ещё и в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых уточняют свои знания об окружающей действительности.
В игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
Такое направление в работе как изобразительная деятельность тоже играет не маловажную роль, например, расписывая разными росписями предметы бытия, различные сувениры, или из глины, пластилина, бумаги, картона, изготавливая понравившиеся предметы, тем самым они создают собственные маленькие произведения и выражают своё отношение к культурному наследию.
С целью знакомство детей с элементами краеведения, традициями; формирования представлений у детей о быте русского народа; воспитание патриотических чувств, знакомство с работниками музея и общения с ними провожу экскурсии и целевые прогулки. Совместно с родителями мы посетили историко-краеведческий музей с выставками по теме: «Покров пресвятой богородицы»; «Доспехи Защитников Родины во все времена», «На пороге масленица», «Русская изба» и др.
Дом-музей имени Е. Евтушенко с выставкой «И это всё о ней, о матери», «На Варвару-Красу».
С интересом дети относятся к целевым прогулкам к таким как в парк Победы, к Реке Тиман, к «Памятнику неизвестного солдата», что способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе развитию социальных и нравственных ценностей.
Восприятие фольклора, постановка музыкальных сказок, позволяет расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Я, совместно с музыкальным руководителем и детьми, разработали сценарии театрализации сказок таких как «Волк и семеро козлят», на пасху «Колобок на новый лад», «Кошкин дом», «Каша из топора» с показом для детей младшей и средней групп. Фотомантаж театрализованных представлений я оформляю в выставочном зале детского сада, который на протяжении 3-х лет успешно развивается и эффективно используется, здесь постоянно сменяется одна выставка другой на разную тематику: «Старинная изба», «Наш родной город», «Великая Отечественная война», «Герои - афганцы», «Новый год в старину» и др. Мы с детьми являемся постоянными посетителями выставочного зала. К организации выставок я привлекаю родителей, которые с интересом откликаются на мои просьбы.
Надо сказать, что работа по социализации дошкольников не осуществлялась бы в системе, без привлечения родителей и законных их представителей.
В положении ФГОС ДО отражено, что родительская активность зависит от желания и понимания важности и необходимости семейного воспитания. Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства, поэтому я привлекаю родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организую тематические вечера и посиделки - «На Варвару красу», «Рождественские вечера», «Масленица». Спортивные соревнования – «Семейные старты», «Семейные олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья». Совместные выставки и конкурсы, такие как «Осенняя ярмарка», «Золотые руки мам», «Лучшая поделка ко дню Победы», «Старая новогодняя игрушка, открытка» и др.
Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка.
Огромную роль в решении поставленных мною задач, играет ознакомление детей с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничества с которым способно принести много пользы. В своей работе активно использую воспитательный потенциал объектов социума. Это МОУ СОШ №8, историко-краеведческий музей, Дом-музей им. Е. Евтушенко, Зиминский дом детского творчества – подразделение детский клуб «Романтик». С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся мероприятия.
В течении учебного года дети посещают специально организованные выставки: «Как рубашка в поле выросла», «Не боги горшки обжигают», «Путешествие в старый город», «Они защищали Родину», «Богатыри земли русской», и другие.
С целью лёгкой адаптации детей к обучению в начальной школе, знакомство с учителями и школьниками проводим спортивные соревнования, экскурсии в кабинеты, традиционно принимаем участие на торжественной линейке посвящённой «Дню Знаний».
Библиотекарем школы разработан цикл занятий «Уроки доброты», где мои воспитанники знакомятся с книгами, учатся бережному отношению к школьным принадлежностям.
Таким образом, обозначенная мною цель и задачи, эффективно используемые формы работы с детьми и родителями, взаимодействие с социумом, способствуют положительной социализации детей дошкольного возраста, освоение ими первоначальных представлений социального характера, приобщению к национальной культуре.
Спасибо за внимание!