Ирина Красильщикова
Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры
Автор: Красильщикова Ирина Юрьевна, воспитатель БДОУ г. Омска "Детский сад №244 комбинированного вида"
"Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры".
Описание: Данная статья будет полезна воспитателям детских садов.
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определнном этапе
развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, к культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий вс самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Публикация «Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры» размещена в разделах
В наших дошкольных учреждениях данную проблему мы рассматриваем на материале праздничной культуры, т. е. знакомим детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Праздник – это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребнка. К. Д. Ушинский отмечал: праздник для ребнка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчркивал: ребнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника! [1, 91]
Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарм. Их называли календарными или годовыми, т. к. начинались они с момента, когда
«солнце поворачивает на лето», т. е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчивались завершением сбора урожая. В основе всех праздничных традиций лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворота-макушки лета. Считалось, что в канун праздника проявляются тмные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, т. к. люди обмениваются новостями, обсуждают события, происшедшие в стране или в местности, где они проживают. Любой праздник, по определению М. М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур [2, 182].
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель-приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.
Т. о., ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Старались создавать у ребнка радостное настроение, эмоциональный подъм и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребнка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. Мы считаем, что ребнка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре. Нами были выделены следующие виды праздников :
- народные и фольклорные (праздники народного календаря)-Святки, Масленица, Красная горка, Праздник русской берзки, Осенины;
-государственно-гражданские- Новый год, День защитника Отечества, День победы, День знаний, День Города и др. ;
-международные - День защиты детей, Международный женский день 8 марта;
-православные – Рождество, Пасха, Вербное воскресенье, Покров;
-бытовые и семейные-дни рождения детей, выпуск в школу, а также праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость (праздник мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов).
При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга,- это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа (как впрочем и другого). Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребнка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника.
При оформлении музыкального зала и групп используются рисунки и поделки детей. Привлекаем родителей, они участвуют в подготовке к праздничным мероприятиям, являются активными участниками веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребнка.
При оформлении помещения мы соблюдаем следующие правила: дизайн должен соответствовать содержанию праздника, законам эстетики и быть понятным ребнку, развивать у него художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребнка, который, надеемся, будет носителем русской ментальности.