тамара васильева
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной русской культуры посредством организации музейного уголка
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музейного уголка.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
К. Симонов
Публикация «Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной русской культуры посредством организации музейного уголка» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Проекты, проектная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают вырабатывать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями.
Дошкольный возраст - это время становления личности ребенка, формирования основ его самосознания и индивидуальности. Именно поэтому в этот период нужно формировать такие важные черты, как любовь к родному краю, к Родине, уважение к пожилым людям, к людям другой национальности. А для этого нам необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с тем как жили наши предки, какие соблюдали обычаи. Необходимо как можно раньше учить ребенка впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры-забавы, пословицы, сказки, произведения народного искусства. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Я считаю необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.
Для того чтобы выявить уровень представления о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества провела беседы с детьми и анкетирование родителей воспитанников. Результаты опроса по теме «Традиции и обычаи русского народа» оказались очень интересными. Многие ответы совпадали, иногда взрослые и дети расходились во мнениях, взглядах. Приложение № 1.
Проведённое исследование (анкетирование, беседы, опросы) показало, что:
1) 60% родителей (7% детей) смогли назвать малые фольклорные формы, но только
2) 10% родителей (2%) используют их в повседневной жизни;
3) 10% рассказывают (0% детей не смогли ответить) детям о старинных традициях, праздниках;
4) 45% родителей (10%) имеют семейные традиции;
5) 40% (5%) имеют представления о русских народных промыслах, но лишь
6) 10% (0%) могут рассказать о них.
7) 45% родителей (38%) смогли назвать русские народные игры и только
8) 3% (3%) играют с детьми в русские народные игры Приложение № 2.
В нашем ДОУ стало давней традицией отмечать народные календарные праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха». Но этого недостаточно нельзя познакомить детей с традициями и обычаями русского народа только показав, как отмечали на Руси праздники, необходимо рассказать о повседневной жизни русского народа, познакомить с бытом наших предков.
Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, в детском саду был создан музейный уголок «Русская горница», в котором находятся различные старинные русские предметы быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей прошлого.
Основной моей задачей было - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Важная особенность музейного уголка - участие в их создании детей и родителей.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в музейном уголке не только можно, но и нужно! Здесь экспозиции меняются редко. Музейный уголок больше мини-музея, занимает часть комнаты и предназначен для собирания, хранения, изучения, экспонирования памятников русской народной культуры. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Всё вышеизложенное стало основой для разработки проекта по созданию в нашем структурном подразделении музейного уголка «Русская горница».
Тема проекта : «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музейного уголка».
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации проекта : 5 лет.
Руководитель: воспитатель второй квалификационной категории Смирнова Анна Владимировна.
Участники проекта : дети - от 3-6 лет, родители воспитанников, педагоги.
Основная направленность проекта : приобщение дошкольников к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями народной педагогики.
Цель проекта : создание условий для формирования у детей эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.
Для реализации поставленной цели, определила следующие задачи:
1. Воспитывать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, народному календарю, к народным играм и т. д.
2. Знакомить со старинными предметами быта, историей их создания.
3. Привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, загадки, и т. д., так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
5. Разработать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные сказки.
В результате реализации проекта предполагается, что созданная система работы поможет приобщить к традициям русского народа не только наших воспитанников, но и их родителей. Будет способствовать развитию детской инициативы, творчества и любознательности. Традиции русского народа в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Эффективность проекта будет оцениваться не только количественно (участие детей и родителей в календарных праздниках, посещение «горницы», проведение занятий в помещении музейного уголка, пополнение экспонатов, но и качественно (диагностика уровня сформированности знаний о традициях и обычаях русского народа, использование в речи пословиц, поговорок, знание народных примет, загадок).
Основополагающими принципами реализации проекта являются :
принцип народности – народная культура воспитания, «национальность» воспитания – основа педагогического процесса;
принцип природосообразности заключается в организации педпроцесса в соответствии с законами природы: её ритмами, циклами – по народному земледельческому календарю;
принцип интеграции – целостный системный подход в воспитании детей через объединение (взаимопроникновение) различных видах образовательной деятельности детей (познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное и т. д.) и всех средств эмоционально-эстетического воспитания (музыка, литература, живопись, природа, и др.);
принцип наглядности;
принцип сотворчества детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения отечественной культуры и создание единого коллектива "дети – родители – сотрудники ДОУ";
учёт возрастных особенностей и способностей детей. На каждом возрастном этапе идёт повторение тем, но уже с усложнением, углублением в соответствии с возрастом детей;
принцип преемственности и непрерывности образования в ДОУ а затем и школы.
Реализация поставленных задач проходила в четыре этапа:
I этап – Подготовительный.
Июль - сентябрь 2011 года.
Создание музейного уголка «Русская горница»
1. Выбор темы.
2. Постановка целей и задач.
3. Подбор необходимой литературы.
4. Приказ директора «О создании музейного уголка». Приложение № 3
5. Разработка положения о музейном уголке «Русская горница» Приложение № 4
6. Сбор и систематизация музейных экспонатов. (Продолжается по сей день.)
II этап –Диагностический.
Октябрь – ноябрь 2011 года.
Проведение мониторинговых исследований воспитанников и их родителей.
III этап – Практический.
Работа в музейном уголке «Русская горница».
2011-2013 учебный год.
IV этап. Обобщающий. 2013-2014 учебный год.
1. Подведение итогов с помощью мониторинговых исследований.
2. Анкетирование родителей.
3. Анализ и планирование работы на следующий год.
4. Регистрация музейного уголка «Русская горница».
Итогом I этапа явилось создание музейного уголка «Русская горница», оформленного в народном стиле. Приложение №5
Ссылаясь на 44 статью «Закона об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. о том, что родители обязаны заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Привлекла родителей в воспитательно-образовательный процесс. Они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края, и в создании музейного уголка «Русская горница».
С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как "Святки", "Масленица", в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.
В интерьере использованы предметы быта (шали, домотканые половики, шторы, подаренные вышитые полотенца). В музейном уголке есть место для воспитанников: лавки, стол для принятия гостей, стулья, уголок для рукоделия. Приложение №6
Дополнен интерьер народными «игрушками», выполненными детьми на занятиях по ИЗО-деятельности. Приложение №6
Особый интерес у детей вызывают настоящие предметы: прялка, домашняя утварь (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки, сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники и т. п. которые принадлежали прабабушкам. Приложение №6
Как само пространство «мини-музея», так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.
Музейный уголок стал педагогической средой, ориентированной на сохранение традиционных, культурных ценностей семьи и реализации нравственного воспитания.
III этап. Практический.
Работа в музейном уголке «Русская горница».
2011-2013 учебный год.
Работа музейного уголка осуществлялась в следующих направлениях:
1. Работа с детьми:
Творческая продуктивная деятельность детей.
Практическая исследовательская деятельность детей (посадка лука на Луков день; наблюдения за ветром с помощью вертушек на Афанасьев день).
Игры – они являются существенным дополнением к познавательным занятиям или беседам.
Рассматривание с детьми иллюстраций, картин.
Выставки.
Знакомство с экспонатами музейного уголка – проходила через беседы, например: «Бабушкин сундук», «Обряды», «Предметы быта» («Не красна изба углами, а красна пирогами», «Хлебосольство (правила гостеприимства)», «Ремесла» («Плетение ковриков», «Обереги», и т. д.
Основой для разработки послужила книга «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством» И. А. Бойчук, Т. Н. Попушиной. Значимость бесед в музейном уголке по данным темам состоит в том, что воспитанники узнают историю создания музея, историю вещей, имеют возможность окунуться в атмосферу русского быта, узнать назначение каждой вещи, прикоснутся к экспонатам, поиграть и побывать «хозяином», «хозяйкой». Услышать рассказ о правилах гостеприимства, своими руками изготовить коврик, познакомиться со старинными ремеслами, попробовать вышить платочек, сделать оберег для своей семьи. Приложение№7
Организация театрализованных игр с эмоциональным включением ребенка в образы, с использованием экспонатов музея (играя, примеряют одежду, с демонстрацией сценок быта; Приложение№7
Организация экскурсий и встреч в музейном уголке «Русская горница» с детьми и родителями;
Показ русских народных сказок воспитанниками группы № 5 «Берёзка».
Сказка является средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, традициям, формированию умений, навыков, способностей и т. п.). Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защите слабых, победой над злом. В этих сказках виден быт народа. Его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум. Но бытовая обстановка – жильё, костюм, быт и обычаи только дополняют главное – образ русской земли и образ русского народа. Приложение№7
Во время инсценировок воспитанники учатся старинным обрядам, узнают о жизни русского народа в древности, наряжаются в старинные одежды (сарафан, рубашку, шали) для погружения в атмосферу прошлого. Старшие дети не только сами узнают, как пользовались теми или иными инструментами, утварью в старину, но и знакомят младших товарищей с народными традициями и обычаями. Такие игры повышают самооценку ребенка, дают знания о своих силах и возможностях пробы себя в разных ролях. Формируется понимание необходимости труда в жизни людей и уважения к нему, воспитывается бережные, уважительные взаимоотношения.
2. Методическая работа:
Пополнение музея за счет новых сведений об истории семьи, предметов старины и изделий, изготовленных участниками посиделок «Русской горницы».
Презентация музейного уголка (реклама, буклеты, встречи).
Педагогические советы: «Использование ростовых кукол», «Перчаточные куклы в театрализованной деятельности детей» и др.
Наш музейный уголок тесно сотрудничает с музеем «Русской народной культуры» МБОУ СОШ №15 (руководитель Архипова Наталья Павловна). Наши воспитанники частые гости в музее. Мы же в свою очередь, как гостеприимные хозяева рады принять гостей. Устраиваем «посиделки» для учащихся школы и соседних ДОУ. Имеется книга отзывов Приложение №8.
В «горнице» с детьми проводятся развивающие занятия, которые тесно связаны с ритмом народного земледельческого и православного календаря.
В их содержании используются предметы русского национального быта, что позволяет не только обучать, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа. Система занятий в «русской горнице» включает также активное знакомство детей с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Дети попадают из одного века в другой. Здесь, в «избе XIX века» иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Занятия завершаются чаепитием из самовара или угощением гурьевской кашей, булочками – «жаворонками», которые совместно с детьми готовим к празднику.
Занятия в «Русской горнице» проводятся для детей разных возрастов. Первые посещения «горницы» малышами посвящаются знакомству с предметами быта русской старины, их названием, в старших же группах подчёркивается их преемственность с современными предметами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа).
За время работы в музейном уголке было замечено, что многие дети проявляют интерес к русской народной культуре. Были организованы посиделки, которые проводятся в основном во II половине дня. На посиделках дети разучивают народные игры, обрядовые песни, изготавливают элементы народных костюмов.
К этой деятельности проявили интерес и многие родители, которые с удовольствием посещают и консультации по данной теме и сами посиделки.
Формы работы с родителями:
• Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом художественно - эстетического воспитания детей;
• Привлечение родителей к сбору экспонатов, выставке фотографии;
• Участие в оформлении музейного уголка в ДОУ.
Наш музейный уголок стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. За небольшой период работы в музейном уголке, у нас уже сформировались традиции: проводить вечера песни, посиделки семейного клуба, встречи со сказкой; обыгрывание потешек, народные календарные праздники.
IV этап. Обобщающий.
Проведя повторное мониторинговое исследование родителей и детей я получила такие результаты:
1) 90% родителей (58%) могли назвать малые фольклорные формы;
2) 30% родителей (22%) стали использовать их в повседневной жизни;
3) 57% (38%) рассказывают детям о старинных традициях, праздниках;
4) 47% (47%) имеют семейные традиции;
5) 80% (78%) имеют представления о русских народных промыслах;
6) 80% (50%) могут рассказать о них;
7) 75% родителей (87%) смогли назвать русские народные игры;
8) 17% (17%)стали играть с детьми в народные игры Приложение №9
В результате освоения народных традиций дети узнали историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.
Благодаря музейным экспонатам на близком и понятном материале дети имеют представления о нравах, обычаях русского народа.
Участвуя в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки, Масленица (Вторник-заигрыш, Васильковый день (Праздник полевых цветов, Петров день (Сенокос, и др.) дети проявляют свои творческие и актёрские способности.
В результате продуктивной и творческой деятельности у детей повысилась положительная самооценка, сформировалась коммуникативная компетентность. Повысился уровень развития: умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, самостоятельно создавать необходимые условия для игр по своему усмотрению.
Музейный уголок «Русская горница» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
Оценивая результаты работы музейного уголка «Русская горница» я отмечаю, что у нас увеличилось количество семей - участников посиделок «Горницы»; мы продолжаем накапливать материал участников о прошлых событиях жизни старшего поколения (истории рода, культурных традиций и др.); разрабатываем методические материалы мероприятий; пополняем музейный уголок «Горницы» новыми экспонатами.
Мы планируем распространить наш опыт среди работников дошкольных учреждений, создать программу музейного уголка «Русская горница», планируем пройти аттестацию и получить статус «Музея русской народной культуры».
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И мы считаем, что именно «Русская горница» помогает детям увидеть, почувствовать удивительный исторический мир. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
Список используемой литературы
1. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, Детство-Пресс, 1999 г. 380 с.
2. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк, воспитание. -1991.-№9.-С. 16-22.
3. Качанова И. А., Лялина Л. А. Традиционные игры в детском саду. М., Сфера. 2011 г. 110 с.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методич, пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.
5. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М., Аркти., 2005 г. 144 с.
6. Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. СПб: «Детство-Пресс», 2004.
7. Оберемок С. М. Общие основы проектирования : материалы к обучающему курсу. Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. - 48 с.
8. Рыжова Н. Музейная педагогика в детском саду. //ж Дошкольное образование. 2010 г.
9. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды. Собранные М. Забылиным. М., Эксмо., 2003 г. 608 с.
10. Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. М., Айрис-Пресс, 2003г. 208 с.
11. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. - М., 1994 г.