Марина Кадохова
Ленд-арт. Знакомство дошкольников с искусством составления данмалы
▼ Скачать +Заказ
Ленд-арт. Знакомство дошкольников с искусством составления данмалы
Знакомство дошкольников с искусством составления данмалы.
Публикация «Ленд-арт, Знакомство дошкольников с искусством составления данмалы» размещена в разделах
Воспитатель – Кадохова М. А.
Вот и наступило самое красивое и живописное время года – золотая осень. Природа вокруг приобретает самые разные яркие краски. Невозможно не наслаждаться этой красотой, которую подарила нам матушка-природа. В это сказочное по красоте время года легко заинтересовать детей и привлечь их внимание к природе. Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для ребенка интересной и познавательной? Чем можно занять непоседу на улице осенью? Осень —прекрасная возможность реализовать самые интересные идеи и фантазии.
В детском саду мы решили пробудить интерес к окружающему миру с помощью такой необычной техники, как «данмала». Данмала – это мандала из природных материалов, круглая мозаика из цветов, лепестков, листочков, шишек, веточек, овощей и фруктов. Дан — «даритель» и мала — «гирлянда из цветов», именно так переводится название искусства, которое было придумано Кэти Клейн. Эта художница — большой любитель цветов, да и вообще природы.
Она считает, что мандалы необходимо создавать не какими-то абстрактными рисунками, а именно из природных материалов, чтобы материализовать связь человека с окружающей природой. Все свои работы — Кэти создает сначала мысленно, а уже потом начинает собирать соответствующие цветы, шишки, камни, семена.
Когда дети создают данмалы, у них развиваются творческие способности, воображение, мелкая моторика рук. Такая техника поможет непоседе "переключиться", сбавить темп, расслабиться, снимет стресс и перевозбуждение. А также данмала способствует развитию мелкой моторики, закреплению у детей цвета, формы и размера объекта. Пробудит интерес к окружающему миру, поможет сформировать умение замечать красоту природы.
В процессе создания данмалы ребята испытывают радость от участия в общем деле, помогают друг другу, интересуются результатами совместной работы. Это формирует у них дружеские отношения, навыки взаимопомощи. С помощью данмал ребята выражают свои чувства, передают свой внутренний мир.
Осенью в хорошую погоду лучше проводить занятия с данмалами на улице. Как его организовать? Предлагаю несколько рекомендаций.
1. Перед первым занятием расскажите детям о данмалах, покажите готовые образцы, чтобы они сами проанализировали их структуру и способы составления. Так детям будет проще создавать мозаику из листьев по собственному замыслу на занятиях и прогулках.
2. Заранее определите место на территории детского сада, где будет располагаться ваша «природная мастерская» и где вы с ребятами будете творить свои «шедевры». Это должно быть достаточно безветренное место (на горьком опыте убедились, что в ветреную погоду листочки и цветочки сразу разлетаются).
3. Поясните ребятам, что это место – их природная мастерская, где они – мастера. Если погода пасмурная, занятие можно провести в помещении, работая мини-группами по несколько человека (просто надо будет заранее собрать природные материалы).
4. Предложите ребятам всем месте собрать материалы для творчества и обсудите, какие из них вы будете использовать и как будет выглядеть данмала. Используйте листья, гроздья рябины, желуди и шишки. Живые цветы используем только в период, когда они уже отцветают. Рисунок бедующей мозаики можно продумать заранее или формировать уже в процессе работы. Если на занятии присутствует много детей, выбирайте крупные листья, например, кленовые. Так периметр данмалы будет больше и дети не помешают друг другу, когда будут ее выкладывать.
5. Выкладывайте данмалу из центра или от окружности, в зависимости от задумки. Если результат не нравится детям, можно разобрать данмалу и дать им возможность придумать новый узор. Во время работы важно не торопить и не оценивать детей. Вначале они часто повреждают мозаику из листьев, ведь для того, чтобы аккуратно ее составить, нужна ловкость. Хвалите их за удачи и направляйте в процессе работы. Ребята с интересом трудятся все вместе над составлением одной большой общей данмалы, но, как правило, потом разбиваются на группы и составляют уже более миниатюрные композиции.
6. В конце обязательно проведите рефлексию, обсудите с детьми их эмоции и чувства, которые они испытали, когда составляли данмалу.
Меня всегда трогало в осени кратковременность её красоты, мысль, что это прощание природы с теплом и радостью лета. И данмала очень точно выражает эту живую завораживающую красоту осенней природы.