Девяткова Светлана Михайловна
Знакомство дошкольников с гласными звуками
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимо научить ребёнка вычленять гласные звуки, не пропускать их, это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Гласные звуки мы можем пропеть, их легко произносить,можно долго тянуть, воздух проходит свободно, при пении нам не мешают язык, губы, зубы.
Стихи:
Гласные звуки.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.
(В. Берестов)
Публикация «Знакомство дошкольников с гласными звуками» размещена в разделах
Гласные тянутся песенкой звонкой: и-и-и,
Могут заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный
А- пошире рот открой,
не ленись и громче пой
У- надул капризно губки,
их он вытянул, как трубки
О –округлив большие губы,
«о» приоткрыл немного зубы,
язык поглубже оттянул,
спинку выгнул- о-о-о –вздохнул
Ы–хоть гласный, но тихоня,
всё зевает он спросонок
ы-ы-ы- поспать ещё часок
или может выпить сок?
Э- вот в задумчивом сомненье
«э» высказывает мненье:
э-э-э- не знаю, что сказать,
может лучше помолчать.
И- улыбка, весельчак
он смеётся звонко так,
на широком язычке
скачет звук, как на седле.
Все: -Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
(О. Дмитриева)
Игры:
«Назовите предметы,которые начинаются с гласных»:
А- арбуз,ананас, апельсин.
О- осень,ослик, обруч.
У –утюг,уж,улитка.
Э –эхо,этаж, электричество.
Ы – нет слов на букву Ы.
И- иглы,ирис,игрушки.
Е –енот,ель,ежевика.
Ё-ёжик, ёлка,ёрш.
Я- яблоко,ящерица,ящик.
«Вставьте гласный звук в слово и прочитайте его»:
м м
т к
«Какие гласные звуки можно услышать в лесу»:
- Как воет волк в лесу? -у-у-у
-Если кто-то заблудился, как можно позвать? (ау-ау)
Упражнение "Узнайте звук, который я произнесла без голоса".
(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его
Игра “Эхо”.
Повторить звуки : АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ - Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)
Игра “Разведчики”. Взрослый называет слово,ребёнок показывает пропущенную букву. : ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС. –
Игра «Прятки»- Взрослый произносит звуки, ребёнок, закрывает глаза руками (прячется) при проезнесении звука у (волк воет в лесу)
И-и-и, у-уу, а-а,и-и, мо-о,ну-у, ма-а, у-ук,а-ан….
Игра «Ловишки» -Взрослый произносит звуки,ребёнок хлопает в ладоши при произнесении определённого звука,например, И –песенка индюка
А-а,у-у. и-и, и-им,о-ом,и-ит, ро-о, ри-и….
Используемая литература: Р. М. Хамидулина «Развитие речи ««Обучение грамоте» ,Е. М. Косинова «От звука к слову» ,материалы сайта О. Дмитриевой.