Жанна Машина
Знакомство детей с портретной живописью — одним из жанров изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Портретная живопись – один из самых трудных жанров изобразительного искусства. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи. Это непросто изображение человека, а отражение его психологии, внутреннего мира, характера, неповторимости облика, а также выражение художником своего отношения к изображённому человеку. С помощью особого, художественного языка художник – портретист обращает внимание детей на самое существенное в человеке – от физических и нравственно- эмоциональных до интеллектуальных проявлений.
Публикация «Знакомство детей с портретной живописью — одним из жанров изобразительного искусства» размещена в разделах
Именно в портрете сконцентрированы чувства и отношения к добру и злу, милосердию и жестокости, любви и ненависти. Средствами передачи эмоционального состояния человека являются движения тела, мимика, жесты, позы, интонация. Художник в портрете раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние, даёт психологическую характеристику переживаний радости, страдания, удовольствия, гнева, недоверия, лукавства и других состояний, которыми наполнена жизнь человека.
Знакомство детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. Умение читать настроения и чувства, наблюдательность, душевная теплота, способность эмоционально откликаться на боль и радость другого, сопереживать ему – важнейший душевный труд, требующий постоянного внимания. Если не развивать эти человеческие качества в детях, то последствиями станут эгоизм, жестокость, неспособность чувствовать состояния других людей.
При ознакомлении с портретом ребёнок имеет возможность ощутить себя, поставить на место того, кто изображён на картине, почувствовать его радость, удивление, огорчение, порождает чувства заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней дают ребёнку возможность развить у себя умение сочувствовать другому и понимать его. Через опыт чувств и отношений, через познание другого, ребёнок глубже понимает себя, учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции. Так у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, стремиться к общению, взаимодействию. Кроме того. ознакомление с портретной живописью развивает у детей эмоционально –эстетические и художественные чувства. Чем раньше мы начнём развивать эмоционально – чувственный мир ребёнка, тем ярче станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление. тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение.
Благодаря знакомству с портретом ребёнок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания о быте и облике людей разного времени, об известных писателях, музыкантах, художниках, учёных, о своих предках, об их взаимоотношениях, о моральных нормах и правилах.
Портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте дети эмоционально откликаются на выразительный образ портрета, проявляют интерес к нему, используют личный опыт. Средства выразительности уже доступны их пониманию. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображённые на портрете : улыбается. смеётся, плачет. Доступна им и эстетическая оценка. Они называют «красивыми» часто несущественные детали : волосы, одежда и т. д.
Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей которые известны им из литературы, кино, из личного опыта. Дети этого возраста уже обращают внимание на такие средства выразительности. как рисунок. У ребёнка формируется элементарное понимание цвета как средства выразительности. При определении эмоционального состояния он видит лицо, его мимику (движения бровей, выражение глаз, губ) и позу.
Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их для использования в педагогическом процессе сложно. Особенности восприятия детьми портретной живописи позволяет определить некоторые принципы отбора :
*Высокохудожественные произведения по содержанию и по средствам выразительности.
*Художественный образ должен быть доступен пониманию детей, близок их уровню переживаний. Портреты с яркими эмоциями, показанными через взаимосвязь мимики лица, жестов,позы.
*Следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.
Этапы знакомства детей с жанром живописи – портрет :
- Познакомить детей дошкольного возраста с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж).
- Сначала дети рассматривают портрет – лицо с ярко выраженной экспрессией.
- Затем предлагают погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, изображены руки в каком-либо движении, жесте.
- Предлагаются портреты, в которых показана взаимосвязь лица, жестов, позы, а одежда подчёркивает социальную роль человека.
-Более сложные портреты, на которых окружающая среда дополняет образ, способствует глубокому пониманию идеи этого портрета.
Основные задачи педагога в процессе знакомства детей с портретной живописью :
1. Вызвать у детей интерес к портрету, желание внимательно его рассматривать.
2. Подводить к пониманию того, что в живописном портрете художник изображает реального человека, выражая свои чувства и своё отношение к нему.
3. Учить всматриваться в лицо изображённого человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние, обращать внимание детей на единство с колоритом.
4. Подводить к видению элементов композиции.
5. Формировать представление о портрете как особом жанре живописи и некоторых его типах (женский. мужской, разновозрастный).
6. Обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях.
7. Развивать ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других видов искусства по отражённому в них эмоциональному настроению.
Портрет требует от детей социального опыта, знаний о человеке, взаимоотношениях с обществом, о способах создания художественных образов в изобразительном искусстве.