Елена Митюнина
Конспект занятия по знакомству детей с народной культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
– расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;
– познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;
– закреплять умение детей создавать
узор из различных элементов мордовского орнамента.
Оборудование: кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Есть край, наш мордовский –
Он самый красивый
Публикация «Конспект занятия по знакомству детей с народной культурой родного края» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Среди необъятных просторов России,
Среди неоглядных российских широт,
И самый красивый народ в нем живет!
Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:
– Дети, понравилось вам стихотворение?посудой, орудиями труда. Все эти предты старины вызывают у воспитанников неподдельный интерес, напоминают им о
традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.
В работе с дошкольниками широко используется неповторимый игровой фольклор. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве. Участие детей в народных играх позволяет через игровое общение усвоить культуру народа,обогатить словарный запас, запомнив считалки, сопровождающие ход игры, песенки и стихи. Мы надеемся, что наша работа, позволяет ребятам с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух.
– Как вы думаете, о чем оно? (Стихотворение о нашей Республике Мордовия.)
– Как вы думаете, почему наша Республика называется Мордовия? (Она так называется, потому что здесь живет народ -мордва.)
– Кроме мордвы в нашей республике живут и другие народы. Кто знает, какие еще народы живут в Мордовии? (В Мордовии живут еще русские, татары, украинцы.)
В о с п и т а т е л ь:
– Эти народы живут в мире и согласии,помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. Я сегодня одета в мордовский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. У меня сегодня есть помощница. Это кукла Алдуня. Она тоже пришла к нам в национальном костюме. (Дети рассматривают одежду куклы, воспитатель рассказывает об элементах костюма, сообщает их названия и просит хором повторить слова на мордовском языке.)
Воспитатель рассказывает о мордовском национальном костюме, беседуетс ребятами, задает вопросы:
– Вот это у Алдуни белая рубаха – по-мордовски «панар».
По бокам и внизу она украшена вышивкой.
Какие элементы использовала мастерица, вышивая узор? (Крестики, квадраты, ромбы.)
– А какие цвета использованы в вышивке? (Красный, желтый.)
– Очень красиво расшит подол рубахи.
На нем бисер, блестки. Мордовские жен-щины ткали и вышивали эти рубахи по
вечерам после работы. Обязательный атри-бут женской одежды – каркс. Это пояс.
Поверх рубахи одевается передник. Помордовски – сапоня. Чем украшен сапоня?
(Сапоня украшен лентами, вышивкой.)
– Дети, а почему сапоня украшен лен-тами разного цвета? (Чтобы он выглядел
нарядно.)
– Женщины на голове носили платок – по-мордовски руця. А налобная повязка, вышитая бисером, называется коняфкс. Мордовские женщины и девушки любят украшения. Это бусы, нагрудное укра шение – сюлгам. Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм?
– Названия каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запом нили (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке.)
В о с п и т а т е л ь:
– Мордва народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивы танцы. Мы с вами учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию. (Звучит музыка, дети с воспитателем танцуют.)
В о с п и т а т е л ь:
– Молодцы, ребята. Садитесь на своиместа. Скажите мне, пожалуйста, любите ли вы свой родной край? А хорошо ли вы его знаете? Сейчас мы и проверим. Я вам предлагаю ответить на вопросы викторины «Знай и люби свой родной край».
Мордовский национальный костюм
Вопросы к детям:
1. Как называется республика, в которой мы с вами живем?
2. Назовите столицу нашей республики?
3. Назовите самую большую реку, протекающую по территории Республики Мордовия?
4. Назовите национальный напиток мордвы?
5. Назовите самого крупного зверя, обитающего в наших мордовских лесах?
6. Назовите самое большое озеро в Мордовии?
7. Назовите город, в котором мы с вами живем?
В о с п и т а т е л ь:
– Молодцы, теперь я убедилась, что вы не только любите, но и знаете свой родной край. А сейчас давайте украсим мордовским узором женскую рубаху, которая лежит у вас на столе. Вспомните, какими элементами мордовского орнамента украшен подол женской рубахи, какого они цвета. (Дети украшают бумажные силуэты женской рубахи узором. Тихо играет музыка, дети рисуют.)
Воспитатель подводит итоги занятия, дает положительную оценку детским рисункам.