Анастасия Рогачева
Знакомство детей с мылом. Образовательная деятельность с элементами поисково-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с мылом».
Образовательная деятельность с элементами поисково-исследовательской деятельности во 2 младшей группе.
Программное содержание:
-познакомить детей со свойствами мыла и его качественными характеристиками (твёрдое, гладкое, имеет цвет, запах, форму, пенится, отмывает грязь);
-обучать элементарным способам исследовательской деятельности;
-воспитывать интерес к экспериментированию;
Публикация «Знакомство детей с мылом, Образовательная деятельность с элементами поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Темочки
-закреплять навыки самообслуживания :самостоятельно и аккуратно мыть руки, пользоваться мылом, вытирать руки полотенцем;
-воспитывать опрятность;
-прививать культурно-гигиенические навыки,формировать положительные привычки (умывание, мытье рук);
-развивать умение детей решать проблемные задачи;
-расширять словарный запас детей;
-продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом (колпачками).
Интеграция областей :
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Словарная работа:
Активизация словаря (мыльница, мыло, мыльная, пена).
Коррекционная задача:
Развитие мелкой моторики пальцев рук и тактильной чувствительности
(мыло твёрдое, гладкое, вода тёплая).
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы: К. И. Чуковского «Мойдодыр», В. Орлова «Хрюша обижается»;
-рассматривание иллюстраций;
-игровые ситуации (игры с мыльными пузырями, выполнение режимных моментов (мытье рук, умывание);
-дидактическая игра «Пузырики», «Постираем кукле платье»;
-рисование бросовым материалом (пробки, крышки, ватные палочки и т. д.).
Оборудование:
«Мыльные пузыри», фартуки, мыло туалетное разных форм и цвета, салфетки, тазики и кусочки туалетного мыла по количеству детей, посылка от Мойдодыра, сюрпризный мешочек, мыльная стружка и тазик с водой, мыльница на каждого ребёнка, лист ватмана, гуашь, крышечки для рисования, влажные салфетки, карточки с алгоритмами мытья рук, мольберт.
Ход занятия:
Дети входят в зал, становятся полукругом.
Воспитатель:
- Посмотрите дети, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).
-Сегодня такой хороший солнечный день, давайте теперь поздороваемся с солнышком.
Эмоциональный настрой детей «Здравствуй, солнце!»
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я,
«Здравствуй, солнце-это я.
В группу заходит котик Мурзик, у него грязные лапы.
Мурзик: - Мяу- мяу! Здравствуйте, ребята! Я так давно хотел прийти к вам в гости и вот сегодня наконец-то собрался. У вас в детском саду так красиво, уютно, можно мне у вас погостить?
Дети: -Можно!
Воспитатель: -Мурзик, ты пришёл в гости, а лапки у тебя такие грязные. Почему ты их не помыл?
Мурзик: -Да я мыл, только они все равно грязные, почему-то они не отмываются.
Воспитатель:- А мы с ребятами тебе поможем. Ребята, расскажем Мурзику, как и чем правильно помыть лапки чтобы они стали чистыми? Поможем котику? (Ответы детей)
Воспитатель: -Сегодня утром нам принесли посылку, её прислал Мойдодыр. Кто знает, кто такой Мойдодыр?
Ответы детей: «Мойдодыр-это умывальников начальник и мочалок командир».
Воспитатель: -Ребята, нам Мойдодыр прислал мешочек, а что в нём вы должны угадать.
Воспитатель развязывает мешочек и предлагает детям и Мурзику понюхать, а затем потрогать руками мешочек.
Воспитатель:- А теперь послушайте загадку:
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
- Как вы думаете, что лежит в мешочке?
Дети: - Мыло.
Воспитатель: - Правильно, это мыло.
(Воспитатель вынимает из мешочка мыло разного цвета)
-Какого оно цвета? (белое, зелёное, жёлтое, розовое).
Вывод: - Значит мыло у нас разноцветное.
Выставляет карточку на мольберт, которая обозначает что мыло имеет цвет.
Воспитатель: - Сколько мыла в мешочке? Как вы думаете, на всех хватит?
Как проверить?
Дети: - Нужно взять всем по кусочку.
Вывод: Мыла столько же, сколько и детей.
Воспитатель: - Попробуйте на него нажать, какое мыло на ощупь? (твёрдое)
-А если его погладить рукой, что можно про него сказать, какое оно?
Дети: - Гладкое.
Воспитатель: - Давайте мыло понюхаем. Оно имеет запах?
Чем оно пахнет? (духами) Про мыло ещё говорят «душистое».
Выставляет карточку, которая обозначает, что мыло имеет запах.
Воспитатель: - Ребята, а здесь в посылке есть ещё мыло. Вот какое (достаёт круглое мыло). Какое оно по форме? (круглое)
-А это какое? (достаёт квадратное)
-А какое вот это? (достаёт овальное)
-А вот это в виде ёлочки.
Вывод: - Значит мыло бывает разной формы. Как вы думаете, почему?
(Его разливают в разные формы)
Выставляет карточку.
Воспитатель: -Давайте ещё раз расскажем котику о свойствах мыла.
1. Мыло имеет цвет.
2. Мыло имеет запах.
3. Мыло имеет форму.
-Вот так, Мурзик!
Котик: - Как интересно. А для чего оно нужно, это мыло?
Воспитатель: - А вот послушай.
Ребёнок читает стихотворение:
Чтоб грязнулею не быть,
С мылом следует дружить.
Пенное, душистое,
Ручки будут чистыми.
Воспитатель: - Дети, так скажите котику, для чего же нам нужно мыло?
Дети: - Чтобы мыть руки, купаться, стирать бельё, отмывать грязь.
Воспитатель: - Да, ребята, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Мыло, которым моют руки, называют туалетное.
Мурзик: - Как интересно. А хотите, я вас научу умываться как котята? (ответы детей)
Динамическая пауза:
(Дети имитируют движения согласно тексту)
- Мы теперь не мальчики и девочки, а котята.
Котик беленький проснулся,
Очень сладко потянулся.
Котик белый умывается,
Не торопится, старается.
Вымыл котик ротик,
Вымыл котик носик,
Вымыл щечки, вымыл шейку,
Вымыл ушки хорошенько.
Белый котик чистым стал,
По дорожке побежал.
Воспитатель:
- Мурзик показал нам, как он умывается, а мы ему покажем, как нужно мыть ручки? (Да)
- Но разве при помощи одного мыла мы сможем это сделать? Что для этого еще нужно? (Ответы детей)
- Садись, Мурзик, на стул, а мы с ребятами тебе все покажем, только оденем сначала фартуки, чтобы не намочить одежду. (воспитатель и помощник воспитателя одевают детям фартуки)
-Давайте с вами сначала вспомним порядок мытья рук.
Алгоритм мытья рук.
Воспитатель:- А сейчас расскажем стихотворение, как нужно мыть руки.
Стихотворение: Каждый день я руки мою
Под горячею водою,
И в ладонях поутру
Очень сильно мыло тру:
-Мылься, мыло, не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Воспитатель: -А теперь подходим к тазикам и начинаем мыть ручки. И, ты, Мурзик, тоже мой с нами свои лапки.
(Дети подходят к тазам с налитой водой. На столе лежат мыльница с мылом и салфетка)
- Какая водичка в тазу? (прозрачная, тёплая)
- А, что надо сделать сначала, чтобы помыть руки?
Дети:- Намочить.
Дети берут мыло
Воспитатель:- Легко или тяжело удержать мыло в воде? Почему? (стало скользким)
В процессе беседы воспитатель обращает внимание на ситуации, просит детей повторить, проговорить.
- А дальше, что мы будем делать? (Ответы детей). Давайте теперь хорошо-хорошо намылим наши руки.
(Во время намыливания рук воспитатель обращает внимание детей, чтобы они хорошо намыливали все стороны рук, включая запястье).
- Теперь давайте мыло с рук смоем, положим мыло в мыльницу. Что такое мыльница? (Ответы детей.)
Воспитатель:-Это специальная коробочка для мыла.
- И вытрем руки салфеткой насухо.
- Посмотрите, дети, какая стала вода в тазах после того, как мы помыли руки? (мыльная вода). А какие руки стали? (чистые).
- Вот, дети, Мурзик теперь знает, как мы моем руки. Что мы сначала делали? (Намочили мыло и руки)
-Потом? (намыливали руки, смывали мыло и вытирали их насухо)
Мурзик: - Спасибо вам, ребята, научили меня как правильно мыть руки. У меня для вас тоже есть сюрприз, это мыльные пузыри. Я хочу с вами поиграть.
«Игра с мыльными пузырями» (под музыку «Барбарики»).
Воспитатель: - Ребята, а почему они называются мыльными?
Дети: - Они сделаны из мыла.
Воспитатель: -А хотите узнать, как делают мыльные пузырики? Тогда давайте проведём с вами опыт.
Опыт с мыльной стружкой.
-Посмотрите, здесь у меня водичка, а здесь мыльная стружка. Как вы думаете, мыло растворится в воде? А если его взболтать, то что получится? (оно пенится) Пена - это много, много мыльных пузырей. Вот так делают мыльные пузыри.
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам нарисовать мыльные пузыри и подарить нашу картину Мурзику. Но сначала сделаем для наших ручек гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Мы намылим наши ручки - трут одну ладошку об другую по кругу
Раз, два, три - хлопают в ладоши
Раз, два, три
А над ручками как тучки - выбрасывают руки вверх
Пузыри, пузыри - прыжки на ногах, руки на поясе.
Рисование мыльных пузырей крышечками от флаконов на ватмане.
Коллективная работа.
Мурзик: - Спасибо вам, дети, за рисунок и за то, что вы научили меня как нужно правильно мыть руки, обязательно пользоваться мылом. Ребята, а что бы было, если бы мыла не было?
Ребёнок читает стихотворения:
Чтобы было, чтобы было,
Если б не было бы мыла?
Если б не было бы мыла,
Таня грязною б ходила!
И на ней бы как на грядке,
Рыли б землю поросятки!
Рефлексия:
Воспитатель: - Но что, ребята, интересно было вам учить Мурзика мыть ручки? А что вы запомнили? Мыло какое на ощупь? (гладкое, скользкое).
- Оно имеет запах? Как его называют, какое оно? (душистое, туалетное)
- А какую формы мыло бывает?
- Цвет имеет мыло?
-А ручки без мыла можно мыть?
-Мыло растворяется в воде? Что образуется при взбалтывании?
-Из чего делают мыльные пузыри?
- Молодцы, и сами вспомнили, и котика научили.
Мурзик: - Ребята, я хочу вас поблагодарить и подарить вам мыльные пузырики.