Елена Ленденева
Доклад «Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на прогулке»
▼ Скачать +Заказ
ФГОС ДО рассматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Прогулку в детском саду используется для укрепления здоровья детей, развития физических качеств и укрепления здоровья детей и двигательной активности, а так же для закрепления и применения знаний на практике, полученных в ходе совместной деятельности педагога с детьми в группе и др.
Публикация «Доклад „Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на прогулке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок по природе своей – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. Все находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игр. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей. Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в нашем детском саду используются различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, кружковая работа и т. д
Продолжаем и на прогулке организовывать опытно – исследовательскую деятельность. На участке детского сада имеется большой участок с разнообразной растительностью. Проложена экологическая тропа, альпинарием, искусственным водоемом, огородом. Многообразие видов деревьев и кустарников, различные травы в том числе и лекарственные, цветы, ягоды, встречаются и грибы, декоративные цветы и. т. д. - все это позволяет как можно больше провести различных наблюдений, опытов, экспериментов. На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов, наблюдений, прежде всего, связана с сезонными явлениями. Так, например ранней весной, когда распускается целое «море» одуванчиков, я провожу ряд наблюдений. Дети, рассматривая одуванчик, отмечают, из чего он состоит, каковы его функции ( что делает: цветет, растет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается, какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый, почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается и т. д. Чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. В разные времена года наблюдаем за деревьями. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды. Наблюдая, дошкольники, учатся различать растения, правильно их называть, ориентируются на характерные признаки – форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. Знакомятся с функциями органов : корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю, стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды; главная функция листьев – поглощение солнечного света; цветок – это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше.
На прогулках, когда тепло, организовываем игры с песком, зимой проводим опыты со снегом, льдом. Вместе с детьми исследуем свойства песка, глины, камней сравниваем их, рассматриваем песок через увеличительное стекло. Объясняю и выясняю, что песчинки это крохотные камушки, которые образуются от трения и ударов друг о друга больших камней. Рассматриваем камни (дети их гладили, жали, называли свойства камней, форму, цвет, особенность поверхности, наполняли ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнивали, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее. При сравнении с глиной выясняли, чем она отличается от песка: она не сыплется, может быть, сухая и сырая, мокрая глина вязкая, липкая из нее можно лепить разные предметы, сухая глина- твердая, похожа на камень, но не такая прочная как камень, при ударе может разбиться (с детьми делали глиняные палочки, сушили их и потом пробовали сломать). Проводила небольшие беседы о том, где используют песок, камни, глину, для чего (для изготовления стекла, для строительства, камни для строительства мостов, для изготовления посуды, дымковских игрушек). Предлагала детям слепить из глины различные игрушки. Обязательно при проведении опытов, экспериментов, привлекаю детей к оценке результата, выводам, тем самым формирую у детей познавательный интерес, познавательную самостоятельность и инициативность.
Большую экспериментальную работу проводим с водой. Исследуем свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра). " Тонет - не тонет", " Где можно найти воду? ", " Какой формы вода? " Определяем опытным путем, скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце. Дети любят и проявляют большой интерес опытам с солнцем: «Солнце стало греть больше» : на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? (солнце.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно развесить одежду для кукол. Одну половину вещей поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.
На участке много разных построек из металла, пластика, дерева, Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? А какие дольше сохраняют тепло. С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол). Как появляются солнечные зайчики? Как появляется тень? Занимательными и интересны для детей эксперименты и наблюдения во время дождя: дождь смывает грязь и песок с предметов (под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой. Слушаем «Музыку дождя») Дети кладут под дождь дном кверху: алюминиевую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности). И опять делаем выводы, спорим, доказываем.
Организована работа на участке и с выращиванием растений, в частности, цветов. Посадка цветов на клумбы для выращивания из группы. Учим детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений. Почему повял цветочек? Сравнить сухие и влажные комочки земли. Через лупу рассмотреть, из чего состоит земля, стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
Наблюдении за насекомыми. При этом обращаю внимание на то, что насекомых стало больше, какие насекомые появились на участке. ( У детей могут возникать вопросы: например, проползет ли муравей через палку, а давай попробуем, посмотрим. Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать). Ответить, кто же самый сильный на земле? Предлагаю найти божью коровку и определить ее название, или червяк выполз на асфальтированную дорожку, ему здесь хорошо, а где будет лучше (а давай попробуем положить на вскопанную землю, что будет)
Эксперименты и опыты, проводимые на прогулки, формируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, у детей проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
(из опыта работы воспитателя Ленденевой Е. В.)