Елена Сердюкова
Конспект НОД с использованием ИКТ технологий «Знакомство детей с фольклором»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности
с использованием
ИКТ технологий
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Русский фольклор -душа народа»
Возрастная группа: подготовительная к
Тема: «Русский фольклор - душа народа»
Форма проведения: Музыкально-тематическое занятие;
Место проведения: музыкальный зал;
Публикация «Конспект НОД с использованием ИКТ технологий „Знакомство детей с фольклором“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Цель: Формирование духовно-нравственных качеств детей через ознакомление с русским народным музыкальным творчеством.
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с основными музыкальными жанрами русской народной музыкальной культуры: танцами, песней и музыкальными инструментами;
создавать условия для формирования навыков хорового исполнения русских народных песен и навыков игры на музыкальных инструментах.
Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
развивать способность к образному восприятию ее содержания,
создавать условия для активизации воображения и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, передавать образы в музыкальных играх и хороводах, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
развивать умение передавать смысл, характер и содержание песен, развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
Воспитательные: Формировать патриотические чувства к своей Родине, уважение к традициям своего народа своему народу;
формировать нравственные качества личности ребенка, через культуру общения, поведения, уважения друг к другу.
Вид детской деятельности, лежащий в основе непосредственно образовательной деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная;
Интегрируемые образовательные области: познавательное, речевое социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, беседа, пояснение, вопросы;
Наглядные: демонстрация презентации, видеофильмов;
Игровые: хороводная игра на развитие игрового и танцевального творчества;
Практические: собственная деятельность детей (пение, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах, восприятие музыки, хороводная игра).
Оборудование и материалы:
Техническое оснащение : музыкальный центр,ноутбук;
Демонстративное: телевизор
Раздаточное: музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, бубны, трещотки, ложки, шапочки животных для инсценировки песни;
Музыкальный и видео материал: Видеофильм на песню «Говори о России»
Музыка - М. Чистов, стихи - В. Лунина, девичий хоровод «Цепочка» ансамбль «Березка», видео «Песнь Садко. Русские гусли», хоровод «Вологодские кружева» муз. В. Лаптева, «Русский перепляс» русская народная мелодия, русская народная песня с инсценировкой «Долговязый журавель».
Предварительная работа: хоровод «Вологодские кружева» муз. В. Лаптева, игра в оркестре «Русский перепляс» русская народная мелодия, русская народная песня с инсценировкой «Долговязый журавель», хороводная игра «Заря-заряница».
Используемая литература :
1. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» подготовительная к школе группа. Издательство «Композитор Санкт-Петербург», 2007;
2. Видеоматериалы сети Интернет.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Деятельность педагога
Деятельность детей
Задачи
Организационный момент
1 часть – вводная
Настроить на занятие, подготовить к эмоциональному восприятию, активизировать память, способствовать развитию речи, выразительному исполнению хоровода.
Создание образовательной ситуации
Мотивация детей на предстоящую
Деятельность
(Звучит фонограмма русской народной песни)
Воспитатель:
(в русском народном сарафане)
Здравствуйте, гости желанные!
Русская душа гостю рада,
Гость в дом – хозяину отрада!
Я предлагаю вам послушать песню в исполнении народной артистки Людмилы Зыкиной, из которой вы узнаете, о чем сегодня будет идти речь.
Видеофильм на песню «Говори о России»
Музыка - М. Чистов, стихи - В. Лунина.
в исполнении Л. Зыкиной.
Воспитатель:
О чем эта песня?
Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья.
Просмотр детьми видеофильма.
Дети отвечают.
Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Это единственная, необыкновенная земля, потому что она – наша Родина.
Как вы думаете, почему место, где человек родился, называется Родина?
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили,
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь с колыбели.
Музыкальное народное творчество называется фольклор. Русская душа- певучая. Все события жизни русские люди сопровождали определёнными песнями, танцами, играми, обрядами. Приглашали выглянуть красно солнышко, зазывали птиц, закликали дождь, чтобы он напоил землю влагой.
Собирались за околицей парни и девушки и водили хороводы. Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца.
Тебе, Россия, мы танцуем,
Ведём свой вечный хоровод
Тебя от всей души мы любим
И прославляем наш народ!
Хоровод «Вологодские кружева» муз. В. Лаптева
Сейчас мы с вами посмотрим хоровод всемирно известного ансамбля «Березка».
Обратите внимание, на то как двигаются девушки в хороводе?
Видео Девичий хоровод «Цепочка» (ансамбль «Берёзка»)
Вы заметили что-нибудь особенное?
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы верно заметили, девушки в хороводе плывут, словно лебедушки.
Дети отвечают.
Дети исполняют хоровод.
Просмотр детьми видеофильма
Дети отвечают.
Задачи
2 часть – основная
Развивать воображение, эстетическое восприятие, передавать образы в музыкальных играх и хороводах. Активизировать творческие способности детей в процессе музыкальной деятельности. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Формулирование предстоящей деятельности и принятие её детьми
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми.
Музыкальный руководитель:
-Ребята, а какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
Ответы детей сопровождаются визуальным рядом русских народных музыкальных инструментов.
Старинный, древний музыкальный инструмент – гусли. Древние певцы-сказители в песнях передавали мудрость народа, пели о давних временах голосом древней и вечно молодой России. Этот удивительный инструмент может издавать мелодичный и нежный голос, может передать журчание ручья и птичье пение, изобразить колокольный перезвон.
«Песнь Садко. Русские гусли» (видео)
Эй, ребята! Что сидите?
Поиграть, вы не хотите?
В бубен звонко ударяю,
Играть в оркестр вас приглашаю.
«Русский перепляс» русская народная
Воспитатель:
И конечно невозможно представить русское народное творчество без песни. Любит русский народ песни задорные, шуточные, которые поднимают настроение, веселят душу. Они придают настроение, бодрость духу и желание работать. Не напрасно молвит пословица: «Весело поётся- весело живётся.
Воспитатель:
Много игр мы с вами знаем,
Играем, шутим, не зеваем!
В играх рот не разевай —
Смелость, ловкость проявляй!
Русская народная игра «Заря-заряница»
Ответы детей (дети называют русские народные инструменты)
Просмотр видео исполнения на гуслях.
Дети играют на русских народных ДМШИ
Дети исполняют русскую народную песню с инсценировкой.
Дети играют в хороводную игру.
Задачи
3 часть – заключительная
Подведение итогов
Воспитатель:
Сегодня, ребята, мы прикоснулись к русскому музыкальному творчеству.
Кто из вас может мне напомнить, как называется музыкальное народное творчество? (фольклор)
Что больше всего из увиденного и услышанного вами сегодня понравилось? Кому лучше всего удалось сегодня передать образы героев песни? (Краткая беседа с детьми).
Русский фольклор-душа народа. Мы с вами продолжим знакомство с народным музыкальным творчеством, и я уверена, что это поможет вам глубже проникнуть в его душу и характер, и ещё крепче полюбить нашу родную землю – Россию.
Вы очень хорошо сегодня потрудились. В благодарность, я дарю вам картинки-раскраски русских народных музыкальных инструментов. Вы можете выбрать и раскрасить тот инструмент, который милее вашему сердцу.
До новых встреч!
(Звучит фонограмма русской народной песни)