Фаимя Зарипова
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное.
В них вложена душа народа. Его чувства и его представления о лучшей жизни. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства. Их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам.
Публикация «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
Уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень. Естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением народного изобразительного искусства. Если по силе и яркости впечатлений на детей первое место занимают народные игрушки, то вслед за ними идут произведения изобразительного народного искусства (кружева, орнамент).
Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно подымается на уровень искусства в художественной росписи Палеха. Мстеры, составляющих наше богатство. Богатство это заключено и в хохломской.
Жестовской росписи. Мастерстве вологодских и кукорских кружевниц, изделия которых называют «вологодским стеклом» и «русским Брюсселем», в архангельской резьбе по кости, коре, дереву; в игрушечном мастерстве Дымкова, Городца. Загорска и во многом другом. Именно в этих простых вещах, наполняющих и украшающих наш быт, заложено начало искусства.
Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного народного и близком.
Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:
Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора:
Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции.
Творческое использование полученных знаний, умений и навыков.
Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность: составление узора в круге, в квадрате, прямоугольнике и треугольнике. Украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и наконец, по возможности украшение объемных форм.
Задача воспитателя в младшем дошкольном возрасте – привлечь внимание детей к народной игрушке, сформировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой (дымковской, филимоновской).
Детей знакомят с образами, характерными для русской игрушки: птицей. Собачкой, конем, барышней. Эти образы встречаются в каждом виде народного искусства. Важно научить ребенка узнавать знакомую игрушку, видеть ее красоту.
Каждый месяц нужно вносить в группу новые игрушки, затем репродукции с их изображением, рассматривать их, учить выделять некоторые детали костюма (фартук, косынку, юбку, их украшения. Чтобы привлечь внимание детей к народным игрушкам, через некоторое время воспитатель заменяет их и дополняет репродукции, затем они снова приходят в гости. Встреча со знакомыми образами, его узнавание, создание игровой ситуации, использование сюрпризных моментов будут способствовать повышению интереса к народной игрушке.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством, в первую очередь с теми видами, которые наиболее близки и доступны для восприятия, с тем, что окружает их дома, в детском саду (игрушка дымковская, филимоновская).
Узнав знакомые образы птиц, животных, человек, ребенок начинает выделять наиболее характерные признаки определенного вида народного искусства : элементы узора, их цвет, яркие краски, которые привлекают его внимание. Это геометрические элементы: полосы, кольца, круги разной величины и цвета. Каждому виду народной игрушки присущи определенные сочетания элементов узора и их цвета.
Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадывают загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку.
Воспитатель учит детей видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части – элементы, их цвет. Постепенно учит детей видеть закономерность построения узора (композиция) : чередование полос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов, показывает ритм простых элементов, содержащихся в каждом узоре.
Показывая элемент узора, ребенок дотрагивается до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими украшениями. Постепенно от крупных элементов узора переходят к более мелким.
Эта работа продолжается на занятиях по декоративному рисованию, лепке. Работа по декоративным росписям присуще рисованию, лепке, аппликации. Лепка из глины становится доступна уже в трехлетнем возрасте, так же как и рисование, красками, карандашами, немного позднее вырезывание. В этих изобразительных занятиях ребенок идет по пути овладения формой, цветом.
Дымковская, Богородская скульптура может быть использована как пособие при рассказывании сказок, для наблюдения, рассматривания. В ней чисто, тонко, верно дана форма, выразительны краски. Наблюдение этих игрушек облегчит детям овладения формой в глине, рисунке.
По каждому виду народного искусства целесообразно провести несколько занятий (3-4) по рисованию, лепке, аппликации, чтобы дети овладели системой знаний в процессе ознакомления, а также во время декоративной деятельности.
В течение года детей можно познакомит с двумя – тремя видами народной игрушки.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с разными видами народного искусства, учат их различать по содержанию, материалам, средствам выразительности, характерным признакам. Это русская народная игрушка – Дымковская, Филимоновская, Городецкая, Хохломская, Полохов – Майданская, Жостовская роспись, Гжель и другие виды.
На занятиях по народному искусству детей знакомят сначала с одним из его видов, а затем с двумя-тремя видами в сравнении.
На занятиях дети рассматривают предметы декоративного искусства и их изображения : репродукции, открытки (демонстративный и раздаточный материал). Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем – название, его местонахождение; определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом потешками, прибаутками, образными словами, звучанием народной музыки, песен например: «Коровушки не простые – глиняные расписные» (Филимоновские игрушки).
«майдановсике утки несутся два раза в сутки», «Гриб свеж, а его не съешь» (Полохов – Майданская игрушка).
Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, приглашение мастериц сделают эти занятия живыми и интересными. Это экскурсия в сказку и встреча с разными видами искусства.