Елена Мамедова
Конспект занятия «Знакомство детей дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами
(для детей подготовительной группы)
Автор составитель: Торопова Т. А.
МБДОУ г. Иркутска детского сада № 94
Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Задачи: Прививать любовь к своей культуре, истории. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях русских народных музыкальных инструментах; учить различать их тембровую окраску. Познакомить с определениями : «симфонический, народный оркестр».
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.
Звучит русский народный наигрыш «Барыня».
Из-за кулис выходят две барышни в русских народных костюмах и исполняют веселый танец с платочками.
1-я барышня: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте.
2-я барышня: Сегодня мы с вами познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами.
На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело, и уютно в нем.
У собаки – (дети отгадывают… конура,
У лисы –… нора,
У малиновки – …гнездо,
У совы –… дупло.
1-я барышня: Ребята, вспомните, где живет наш друг – музыкальный звук?
Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.
1-я барышня: Правильно. Посмотрите ребята, у меня в руках ложки.
2-я барышня: А у меня трещотка.
Вместе: Это русские народные музыкальные инструменты.
Барышни предлагают детям поиграть. Проводится музыкально-дидактическая игра «Веселый ритм».
Описание игры:
Первая барышня отстукивает ритмический рисунок на ложках, дети повторяют, отхлопывая ритм ладошками.
Вторая Барышня играет ритмический рисунок на трещотке, дети повторяя отстукивают ритмический рисунок ногами.
Дети исполняют «Танец с ложками» под русскую народную мелодию «Ах, ты, береза»
1-я барышня: А сейчас внимание на экран. Перед вами оркестр (демонстрируется оркестр русских народных инструментов). Давайте внимательно посмотрим на инструменты и послушаем, как они звучат.
В записи звучит русский народный наигрыш «Светит месяц».
А сейчас мы с вами послушаем еще один оркестр (на экране демонстрируется изображение симфонического оркестра).
В записи звучит «Вальс» Й. Штрауса.
2-я барышня: Ребята, кто знает, как называются эти оркестры и чем они отличаются?
Ответы детей…
Симфонический оркестр – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. В состав симфонического оркестра входят четыре группы инструментов : струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные.
Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
1-я Барышня подходит к столу где лежат инструменты : гармонь, рубель, жалейка, гусли, окарина.
1-я барышня: Ребята, посмотрите какие здесь удивительные инструменты.
2-я барышня: Интересно, как же они называются и как на них играют?
В это время из-за кулис, играя на гармошке, выходит музыкант (специальный гость) :
В гости к вам пришел ребята,
Музыкант я не простой.
Вижу много инструментов,
Поиграю вам с душой.
Первый инструмент, на котором я сыграю называется окарина. Окарина – древний духовой музыкальный инструмент. По своей форме он напоминает яйцо с отверстиями для пальцев. Обычно окарину изготавливают из керамики, но иногда из дерева, стекла или металла. Послушайте, как он звучит.
А это жалейка. В старину на этом инструменте играли пастухи. Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент. А почему язычковый? Потому что внутри специальные маленькие пластинки язычки или пищики. Пищики делают из тростника, бересты и даже из гусиных перьев. Жалейка похожа на свирель. Свирель – это дудочка с отверстиями (показать свирель на экране). В отличие от свирели, у жалейки есть расширяющийся рожок (показать раструб). Послушайте жалейку.
Следующий инструмент – гусли. Гусли – струнный музыкальный инструмент. На гуслях более тысячи лет назад играли наши предки-славяне. Люди, которые играли на гуслях, назывались гуслярами, они одновременно играли на гуслях и рассказывали былины. Гусли имеют треугольную форму и от 5 до 17 струн. Послушайте, как звучат гусли.
Рубель – относится к предметам домашнего быта. В старину его использовали для глажения белья, наматывая белье на валик и раскатывая. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Сыграть на рубеле.
Но самый мой любимый инструмент – гармошка и баян. Эти инструменты родственники. У них есть общие название – гармоники. Гармонику изобрели в Германии, почти 200 лет назад. В Россию её сначала привозили, как необычный сувенир, но очень скоро гармошка стала настоящим народным инструментом. Один тульский купец на ярмарке купил гармонику. Привез домой, разобрал и изучил его устройство и понял, что ничего в нём сложного нет и сделал своими руками новую гармошку. И очень скоро во всей Туле и в других российских городах стали делать тысячи гармошек. Послушайте гармошку.
1-я барышня: Ребята, вам понравились истории про русские народные инструменты? Давайте похлопаем нашему музыканту.
Звучит русский наигрыш «Светит месяц» в исполнении баяна.
Барышни предлагают детям взять инструменты и поиграть на них. После игры дети прощаются с музыкантом.
1-я барышня: Будем праздник продолжать, выходите поиграть!
Проводятся игры:
«Найди свой инструмент».
Звучит 2-х частная музыка («Попрыгушки» В. Локтева). Дети, стоя в 3-4-х кружках, берутся за руки. В центре кружков стоят водящие с муз. инструментами. На 1-ю часть музыки дети идут по кругу пружинящим шагом, водящие играют на муз. инструментах. На 2-ю часть дети легко бегают врассыпную поскоками. Водящие перебегают на другие места. С окончанием музыки дети находят «свой» инстумент, образуя круг.
«Собери свой инструмент».
Дети делятся на две команды. Нужно собрать картину из пазлов, чтобы получились народные музыкальные инструменты – балалайка и домра. Кто быстрее соберет картинку.
2-я барышня: Ребята, молодцы, справились с заданием! А сейчас давайте отгадаем, как называются инструменты, которые вы собрали.
2-я барышня подходит к картинке с изображением балалайки:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша (балалайка).
1-я барышня подходит к картинке с изображением домры:
Балалайкина подружка,
Хохотушка, веселушка!
Веселится до утра,
А зовут её? (Домра)
2-я барышня: Молодцы, ребята! А сейчас сюрприз. Садитесь поудобнее и встречайте аплодисментами маленьких музыкантов из детской школы искусств, которые вам сыграют на домре и балалайке. После концерта барышни прощаются с детьми до новых встреч.