Катаргина Людмила
Конспект занятия по знакомству с кубанскими народными музыкальными инструментами «Музыкальные посиделочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по знакомству с кубанскими
народными музыкальными инструментами
для детей старшей, подготовительной групп.
Конспект разработан воспитателем: Катаргиной Л. Д.
Публикация «Конспект занятия по знакомству с кубанскими народными музыкальными инструментами „Музыкальные посиделочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Занятие проходит в помещении, оформленном под кубанскую хату. В центре стоит большой стол, по краям стола стоят лавки, накрытые ткаными покрывалами. На столе разложены народные музыкальные инструменты : копытца, деревянные ложки, трещотки разных видов, бубны разных видов, рубель, ребристая доска, глиняная свистулька.
Детей встречает и проводит занятие хозяйка хаты в народном костюме.
Хозяюшка (с поклоном) : Здравствуйте, гости дорогие! Проходьтэ в хату, тай присядьтэ на лавки. (дети проходят и садятся по обеим сторонам стола) Сёгодня я расскажу вам о музыкальных инструментах, но не обычных, а о старинных кубанских народных музыкальных инструментах. (хозяюшка показывает на инструменты на столе) Рассмотрите их внимательно. Какие из них вам уже знакомы? Какие вы видели раньше? Назовите их. (дети называют и показывают на ложки, бубен, некоторые трещотки) Правильно, с этими инструментами мы уже знакомились раннее на музыкальных занятиях и даже играли на них. Давайте вспомним как играть на деревянных ложках, бубне и трещотках. (хозяюшка раздает детям инструменты : сначала ложки, потом бубны, затем трещотки. Под включенную фонограмму народной песни ребята отстукивают ритм) Ой, и какие гарни козачата, все такие молодцы. Это, ребята, народные инструменты. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Потому что их придумали и сделали из подручных предметов обычные, деревенские люди, народ. (показывает детям ложки) Ведь песни давным-давно пелись без музыки, акапэлла. Вот и решили люди украсить их дополнительными звуками. Только откуда же эти звуки взять. Вот посмотрите, ну какой же это музыкальный инструмент? Это же ложки, которыми вы кушаете! Но смекалистые люди догадались, что звук бьющихся друг о друга пары ложек дает хороший ритм. А простые деревянные плошечки (показывает трещотки, когда часто стукаются друг о друга тоже издают звук очень подходящий для исполнения. Так и получилось, что музыкальные инструменты, вышедшие из народа – это предметы быта и обихода простых людей.
К таким инструментам относятся : рубель, ребристая доска, различные свистульки. (хозяюшка показывает каждый инструмент отдельно, демонстрирует манеру игры на нем и рассказывает историю его создания)
Рубель – предок нашего утюга. Как вы видите, у него нет ни электрического провода, ни пара. Одежду наматывали на скалку и по ней с силой прокатывали ребристой стороной рубеля. Проделывали эти движения многократно, чтобы разгладить мятую ткань. А для того, чтобы извлечь из него звук, надо взять деревянную досточку и провести ею по ребристой стороне рубеля сверху вниз. Вы услышите звонкий треск.
Ребристая доска – это прародитель нашей стиральной машины. Доску ставили в корыто с бельем, намыливали мылом и терли по ребристой стороне. Чтобы извлечь звук из доски действовать надо, примерно, как с рубелем, только здесь играют обеими руками.
Только мы назывались они русскими народными инструментами. Дело в том, что, как вы знаете, на Кубань 224 года назад заселились казаки-переселенцы из Украины – черноморские, а из России к ним присоединились – линейные. Произошло смешение двух языков, двух культур и традиций, поэтому то, что когда-то было исконно русским народным и украинским народных стало КУБАНСКИМ народным.
Но со временем появились и по-настоящему кубанские предметы быта и культуры. Как, например, вот этот инструмент, который называется КОПЫТЦА. Свое название он получил за звук, который создается при постукивании одного копытца о другой. (хозяюшка демонстрирует инструмент и как на нем играть.) Сделан он из дерева путем вырезания из деревянного бруска середины. Чем больше дерева вырезано, чем тоньше стенки изделии, тем звонче будет звук. Попробуйте ребята сами постукать. (хозяюшка дает инструмент детям по очереди, каждый пробует)
Ну, а сейчас я предлагаю вам создать ансамбль народных инструментов, где музыкантами будете вы сами. (хозяюшка выстраивает детей полукругом, раздает каждому полюбившийся инструмент) А теперь я включу народную музыку, а вы внимательно слушайте и играйте на своем инструменте в такт этой музыке. Настройте свои ушки, приготовьте свои ручки. (хозяюшка включает фонограмму народной песни, дети играют) Молодцы, казачата! Здорово у вас получилось! А теперь я включу современную музыку – рок-н-рол – и посмотрю, как вы справитесь с ней! (хозяюшка включает фонограмму рок-н-кола, дети играют) Йяк, гарно! Мне все очень понравилось, а вам? Какие инструменты вам понравились больше? Почему? Какие еще инструменты из бытовых предметов вы видели, знаете? (дети отвечают, складывают инструменты на стол)
А теперь я вас угощать буду, ведь вы в гости ко мне пришли, а гостей принято на Кубани потчевать, чем Бог послал. И сегодня он шлет нам наливные и румяные яблочки из моего сада. Угощайтесь, гости дорогие! (хозяюшка на подносе разносит детям яблоки) А на прощание хочу подарить вам музыкальные инструменты – свистульки глиняные, сделанные руками ребят из студии декоративно-прикладного творчества «Радуница». (хозяюшка на подносе разносит детям свистульки)
Всего вам доброго, до новых встреч, казачата!