Мария Самолетова
Знакомство детей дошкольного возраста с миром профессий в условиях игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы по ознакомлению детей с миром профессий и трудом взрослых подтверждается федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и входит в образовательную область социально - коммуникативное развитие, которая определяет содержание образовательной работы с детьми в этом направлении.
Главная цель по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых направлена на развитие эмоционального отношения детей к профессиональному миру, на предоставление возможности проявить свои знания в различных видах деятельности.
Публикация «Знакомство детей дошкольного возраста с миром профессий в условиях игровой деятельности» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Список профессий огромен. Но какие же игры интересны дошкольникам? Отличаются ли игры в младшей и средней группах? Наблюдая за 3-х летними детьми можно сделать вывод, что в своих играх они воспроизводят те профессии, которые встречаются в таких часто посещаемых социальных объектах, как поликлиника, магазин, транспорт. Поэтому такие профессии как врач, продавец и водитель - особенно интересны малышам. У ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к деятельности взрослых разных профессий, что способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
В средней группе кругозор детей расширяется, так же как и список профессий. Аптекарь, кассир, строитель и даже воспитатель. Начиная со средней группы, дети уже пытаются самостоятельно распределить роли, выбирают сюжет и атрибуты. Следовательно, решение задачи по ознакомлению детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в дальнейшем смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности. То есть речь идет о профессиональном самоопределении. Это не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому.
Для поддержки детской любознательности к миру профессий, активности и самостоятельности дошкольников, в группе создаётся, а со временем и преобразовывается развивающая предметно - пространственная среда с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей.
Наряду с наборами атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр, ещё в младшей группе могут быть изготовлены дидактические куклы, например Ваня и Аня, с набором одежды по профессиям. Благодаря такому пособию малыши с легкостью могут научиться подбирать элементы одежды для любой профессии : повар, врач, продавец и др.
Родители воспитанников тоже могут быть привлечены к данному направлению работы и принять участие в практических семинарах по изготовлению макетов для ознакомления детей с профессиями детского сада.
Вот, например:
- медицинский кабинет с медсестрой,
- пищеблок детского сада и повар,
- спортивный зал и инструктор по физкультуре,
- участок детского сада и дворник, подметающий дорожки.
Важную роль в работе по ознакомлению детей с миром профессий играют дидактические игры. Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанников знаний, умений, развитию умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет о людях разных профессий.
Большой интерес у детей вызывает «Портфель профессий», в котором собраны различные игры для детей от 4 до 7 лет.
В портфеле представлены такие игры как «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», лото «Кому, что нужно для работы?», «Кто потерял этот предмет?»
Дидактические игры способствуют не только формированию у дошкольников обобщенных представлений о труде взрослых, о социальной значимости профессий, но и развитию речи, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания, умения сравнивать, делать простейшие выводы.
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий : врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д. В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений: банк, магазин, аптека. На первый план выходят правила ролевого взаимодействия, общения. Игровые сюжеты выходят за рамки знакомых социальных объектов. Сюжеты строятся на основе прочитанных книг, энциклопедий, просмотренных фильмов, телепередач. Поэтому все чаще старшие дошкольники играют в космонавтов, спортсменов, летчиков, шахтеров.
Игры детей эмоционально насыщенные, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети более самостоятельны в организации игр, инициативны.
Ролевое взаимодействие между детьми стало более содержательным. В играх широко используются знания о профессиональной деятельности людей.
Так как игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Таким образом, игровая деятельность является проводником детей дошкольного возраста в мир профессий.
Список использованной литературы
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст]/Н. В. Алешина. - Москва. - 2015.-С. 56-98
2. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников [Текст] : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. 3-е изд. - Москва: Айрис-пресс. - 2012. - 128 с.
3. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей [Текст] : пособие для воспитателя дет. Сада. /Е. В. - Москва: Просвещение. - 2010.-98с.