Людмила Михайлова
Знакомство детей дошкольного возраста с историей, традициями и культурой Карелии
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление с бытом и жизнью карельского народа, его характером присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, формирование творческих начал в изобразительной деятельности.
Задачи:
-расширять и углублять знания детей о родном городе, его достопримечательностях;
-вызвать и поддерживать интерес к народному творчеству Карелии; к национальному карельскому фольклору; особенностям декоративного творчества, кулинарии;
Темочки:
-приобщать детей к духовно – нравственным традициям карельского народа, обычаям, культуре Карелии;
-содействовать развитию художественно – творческих способностей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры своего народа;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, уважение и бережное отношение к культурному наследию карельского народа.
Приобщение дошкольников к культуре родного края, воспитание любви к своей малой Родине – одна из приоритетных задач.
Мир ребёнка – это всё то, что окружает его и влияет на его жизнь.
Задача педагога – помочь ребёнку научится видеть и понимать красоту родного края, знать историю своей Родины.
Работа по знакомству с родным краем начинается с первой младшей группы, где создаются предпосылки для воспитания патриотизма, и продолжается в течение всего дошкольного возраста.
Большую роль в формировании краеведческих представлений играет развивающая среда.
В нашей группе специально создаётся уголок «Карельская изба», в которой представлены предметы карельского быта (печка, кухонная посуда) и образцы карельской вышивки на полотенцах, фартуках, салфетках. Дети имеют возможность рассмотреть, потрогать, сравнить предметы старины с предметами современности.
Формы и средства работы с детьми:
-оформление карельской избы : дети с родителями приносят предметы карельского быта, утвари, пополняется мини – музей, идёт постоянная смена экспозиций;
-составление книг – самоделок, альбомов о городе Костомукша;
-создание альбомов - лэпбуков о растительном, животном мирах родного края, о птицах, ягодах Карелии;
- создание и составление альбомов и коллекций о предметах быта и обихода, о национальных костюмах карелов, национальных блюд карелов.
Вторая младшая группа
Задача:
Продолжать расширять интерес детей к природе, которая окружает ребёнка.
Содержание деятельности:
-целевые прогулки по участку:
-наблюдение за растениями: елью, сосной, рябиной, берёзой, брусникой, черникой;
-наблюдения за птицами: воробьём, синицей, вороной, голубем, снегирём;
-наблюдение за объектами неживой природы: камни, песок, вода, земля, снег, солнце, дождь;
-знакомство с животным миром : волком, зайцем, лисой, медведем;
-знакомство с овощными культурами :
морковь, картофель, капуста, свёкла, помидор, огурец;
-знакомство с растительным миром:
Деревья, кустарники (берёза, рябина, сосна, ель, можжевельник)
Задача:Знакомить детей с народным творчеством Карелии
Содержание деятельности:
-одевание кукол в национальный костюм, обыгрывание в сюжетно – ролевой игре;
-знакомство с изделиями из бересты и дерева ;
-знакомство и рассматривание национальных орнаментов на кухонной утвари;
-подвижные карельские игры : «Ладошки», «Ловим рыбку», «Сеть и рыба»
-прослушивание колыбельных песен.
Задача:
Познакомить детей с улицей Октябрьской
Содержание деятельности:
-целевое наблюдение на прогулке: улица Октябрьская (здание детского сада, дома стоящие рядом с детским садом, дорога, транспорт, растения);
-беседы с детьми об улицах, на которых живут дети;
-сюжетно – ролевая игра «Машины на улице»;
-рассматривание фотографий улиц района;
-загадки о городском транспорте.
Средняя группа
Задача:
Познакомить детей с национальными деревянными постройками: (изба, баня, колодец, мельница)
Содержание деятельности:
-рассказ воспитателя о деревянных постройках;
-сравнительный анализ строительных материалов: дерева и камня, из которых изготавливаются дома;
-рассматривание иллюстраций, фотографий разных типов зданий;
Задача:
Знакомить детей с национальными праздниками, играми, танцами, песнями
Содержание деятельности:
-знакомство с традицией празднования народного гулянья «Масленицы»;
Знакомство с традициями встречи весны и вербного воскресения;
-карельские хороводы :
«Платочек»,
«Весёлый хоровод»,
«Я на горке сижу»;
-Подвижные карельские игры :
«Пилим доски»
«Яша»
«Сеть и рыба»
«Гули – гули раз!»
«Картошечка в горшочке»
«Догонялки»
«Птичка»
-спортивное развлечение «Карельские игрища»
-развлечение «Путешествие по Карелии с Айно и Тойво – весельчаком»
-встреча с карельским народным коллективом «Хете»
-музыкальное развлечение «Карельские посиделки»
Задачи:
Познакомить детей с национальными блюдами: калитки.
Продолжать знакомить детей с предметами домашней утвари: узоры на ложках, досках, полотенцах, салфетках, фартуках
Содержание деятельности:
-беседа в уголке «Карельская изба» о церемонии карельского чаепития у самовара с калитками;
-рассказ воспитателя о национальных блюдах: каши, блины, пироги;
-рассматривание книг по приготовлению карельских блюд;
-рассматривание и обыгрывание предметов домашней утвари в уголке «Карельская изба» (печь, чугунок, сундук, корзинки, горшочки, ложки, скамейки, половички, куклы);
-рисование:
«Украшение полотенца»,
«Роспись доски»,
«рисуем карельский узор на фартуке»
«Рисуем образцы и элементы карельских узоров на полоске»
«Животные нашего леса»
-лепка:
«Карельские узоры в кругу»
-аппликация:
«Украшаем одежду карельскими узорами»
Познакомить детей с карельским фольклором (сказки) -чтение сказок:
«Медведь, волк, лиса»
«Белка, рукавица и иголка»
«Лапоточек»
«Сума, дай ума»
«Про лентяя»
«Овод и козы»
«Ольховая чурка»
«Сестра и девять братьев»
«Чёрная уточка»
-выставка детской художественной литературы в «Книжном доме»;
Расширять представления детей о природе родного края
-целевые прогулки по участку детского сада;
-беседы с детьми о растительном, животном мирах родного края, о птицах;
-провести Акцию «покорми птиц»
-создание альбомов:
«Богатый растительный мир Карелии»
«Животные родного края»
«Птицы нашего края»
«Мы в Карелии живём!» (известные достопримечательности Карелии);
-загадывание и отгадывание загадок о животных, птицах и растениях.
-экскурсия в Заповедник Костомукшский «Дружба» (предметы быта и обихода карелов, птицы нашего края)
Расширять представления о названии района, об улицах нашего города, с достопримечательностями города Костомукши -целевые прогулки и экскурсии по городу;
-беседы о городе Костомукша, об улице Октябрьская и ближайших к детскому саду улицах;
-рассматривание фотографий на фотогалерее «Костомукша – город «сказка»
-рисование «Дом, в котором ты живёшь»
-экскурсии по достопримечательностям города;
-Культурно – музейный центр «Костомукшский горно-обогатительный комбинат»