Анна Шилова
Конспект занятия «Знакомство детей 6–7 лет с искусством народных мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей 6-7 лет с искусством народных мастеров
г. Иваново. МБДОУ №160
Воспитатель. Шилова Анна Александровна.
Цели: Познакомить с историей городецкого промысла, колоритом городецкой росписи, её особенностями; продолжать знакомство с народными промыслами. Воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма.
Задачи:
образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей 6–7 лет с искусством народных мастеров“» размещена в разделах
- Продолжать формировать представление детей о Городецкой росписи, учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки;
- Учить рисовать элементы городецкой росписи – купавки голубого и розового цвета, составлять узор на полосе;
развивающие: Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Развивать умение выполнять узор из бутонов и листьев на полосе бумаги; правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом; Развивать художественный вкус, чувство цвета, умение передавать характерные сочетания цветов.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, чувство композиции.
воспитательные:
- Воспитывать осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов Нижегородского края;
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению истории народных промыслов.
Предварительная работа:
Рассматривание открыток, картинок, иллюстраций, предметов с Городецкой росписью; чтение стихов о городе Городец и Городецкой росписи, дидактические игры: «Сложи узор», «Найди такой же», разрезные картинки «Городецкая доска», раскраска «Народные промыслы».
Используемые педагогические технологии: коллективного творческого воспитания, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, технология воспитания на основе системного подхода, здоровьесберегающая, технология современного и проектного обучения.
Методы и приё мы:
Словесные: вопросы, рассказ воспитателя, поощрение.
Наглядные: слушание в грамзаписи народной мелодии, д/и «Найди предметы с элементами Городецкой росписи», рассматривание Городецких изделий.
Практические: игра «Сложи узор», д/и «Укрась полоску Городецким узором», продуктивная деятельность «Дорисуй узор».
Материал: предметы Городецкой росписи; желтая бумага в форме прямоугольника; кисти; гуашь; д/и «Найди предметы с элементами Городецкой росписи»; д/и «Укрась полоску Городецким узором» (полоска жёлтого цвета, элементы Городецкой росписи, вырезанные из картона, ноутбук.
Последующая работа: творческое задание «Изобрази букет, составленный из городецких цветов»; роспись декораций к спектаклям настольного театра, костюмов для героев сказок, оформить рамки для портретов и фотографий к праздникам в подарок, изготовление поделок совместно с родителями для выставки «Весёлый Городец».
Ход занятия.
Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили : «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомы.
Какими? (ответы детей)
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Мы рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм.
Городецкая роспись.
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: детские игрушки, домашнюю утварь, посуду, прялки, коромысла, колыбели. И очень красиво их расписывали. Яркие цветы, жар- птицы, чудо- кони украшали эти предметы.
Послушайте стихотворение о городецкой росписи:
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы -
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Давайте посмотрим на изделия городецких мастеров.
- Из каких частей состоит узор?
-Какие изображены цветы: простые или сказочные?
Давайте и мы с вами нарисуем городецкий узор на своей светло-жёлтой полосе.
-А как вы думаете, ребята, почему я предложила вам полоску именно такого цвета?
- (ответ детей) Городецкие мастера расписывают вещи из дерева.
-Давайте рассмотрим узор городецких мастеров. (Показываю образцы)
Он состоит из бутонов и листьев. А теперь посмотрите на бутон
Он состоит из бутонов и листьев. А теперь посмотрите на бутон. Из каких элементов он состоит (из большого голубого (оранжевого) круга и маленького синего (красного) глазка, дуг. Белая краска оживляет листья, бутоны, делает их объёмнее.
Далее рассматриваем расположение бутонов и листьев (бутоны расположены на равном расстоянии, направленны в одну сторону, в сторону глазка. Все листья тоже направлены в сторону глазка).
Пальчиковая гимнастика перед работой.
Что за чудо перед нами?
Стоит избушка расписная.
(Дети имитируют крышу над головой.)
Здесь на ставенках — цветочки,
(Ладони сомкнуты вместе, затем раскрываются в стороны; руки вместе, ладони разведены, пальцы расставлены в стороны.)
А на крыше — кренделёчки,
(Указательными пальцами дети рисуют восьмёрки в воздухе.)
Из трубы идёт дымок.
(Указательными пальцами дети рисуют петельки в воздухе.)
Вот так чудо-теремок.
(Дети показывают большой палец.)
Работа детей (Русская народная мелодия)
Предлагаю детям нарисовать узор на полосе из бутонов и листьев.
Уточняю, что сначала надо нарисовать голубые (или оранжевые) круги, начиная с середины, затем листья парами: вверху, внизу, а потом маленькие синие (или красные) круги. В ту сторону, куда направлены листья. Белой краской украсить, оживить листья и бутоны.
Итог:
- какой росписью вы украшали полоску? Какими элементами? Какие цвета использовали при расписывании полоски?
Чтение стихотворения
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Кто рисует Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы
–Это всё для красоты.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Выставка детских работ.
-Молодцы, ребята, вы постарались при росписи узора на полоске
Возьмите, себе то солнышко, какое сейчас у вас настроение.
Спасибо.