Наталья Викторовна Саморукова
Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества
▼ Скачать +Заказ
Продолжение 2 часть. 4. Характеристика изменений в образовательном процессе.
Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.
Публикация «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В этом помогают игры – беседы, развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других, увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспи-тывают бережное отношение ко всему, что их окружает.
Обязательное условие – проведения игр после наблюдений, рассматривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Можно вместе с ребенком нарисовать «очеловеченные» предметы, предметы-символы.
Желательно, чтобы в играх присутствовал элемент психодрамы. Основой для игр должно быть волшебное сказочное перевоплощение. Так как то, что пропущено через чувства ребенка, обязательно оставляет след.
Темы игр-бесед (проводятся во время прогулки) :
1. «Представь, что ты снежинка».
2. «Если бы я был паучком».
3. «Представь себе, что ты носовой платочек»
4. «Я – осенний листочек».
5. «Знаешь ли ты себя?»
6. «Я – принцесса-лягушка».
7. «Бантик».
«Родной язык, - писал Я. Корчак, - это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества : он хочет рисовать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами»,ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса. А вот, чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну «Сочиняйку» (проводятся во время НОД, индивидуальной работы, совместной деятельности детей и взрослых).
Темы бесед:
1. «Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять».
2. «Сочини сказку».
3. «Словесные зарисовки».
4. «Сочини загадку».
5. «сказочные истории».
Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.
Игры и упражнения:
1. «Кто больше назовет слов со звуком?»
2. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук …»
3. «Определи место звука в слове».
4. «Определи количество согласных и гласных звуков в слове».
5. «Сколько звуков в слове?»
6. «Определи последовательность звуков в слове».
7. «Придумай слово на заданный звук (слог)».
8. «Сколько частей в слове?»
9. «Волшебник-Ударение».
10. Упражнения на словоизменение и словообразование.
11. Придумай предложение по картинкам или с заданным словом.
12. Составление схем предложений.
13. Распространение предложений.
14. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
15. Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.
16. Подбор эпитетов к героям сказок.
17. Подбор синонимов. (Д/и. «Скажи иначе».)
18. Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому».)
19. Подбор паронимов. (Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук».)
20. Рассказы-сравнения.
21. Пересказ рассказов и сказок.
22. Рассказы-сравнения.
Составление рассказов:
1. Составление творческих рассказов по одной из серии сюжетных картинок до и после событий, показанных на картинках.
2. Творческий рассказ об игрушке – не описательный, а сюжетный. Например - «Что случилось с медвежонком, который попал ночью в детский сад?»
3. Составление рассказа на определенную тему, например: «Путешествие в космос», «Поездка на волшебном самокате», «Рассказ бывалого капитана» и т. д.
Самым эффективным средством для развития речевого творчества являются игры – театрализации и игры – драматизации. В этих играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Дети не только действуют как сказочные герои, но и импровизируют. Для стимуляции развитие речевого творчества формируют поисковую активность детей через вопросы «Почему?», «А что будет, если?»
Вывод: необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развить у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно– методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).
• Современные требования к кадровым условиям.
На основе документа: «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. квалификация педагога должна соответствовать характеристикам:
- проведение обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
- осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов.
- содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности;
- работает в тесном контакте с родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников;
-участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, других мероприятий, предусмотренных образовательной программой,
- в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям;
- обеспечение повышения квалификации и переподготовки педагогических работников дошкольного образования с учетом внедрения ФГОС ДО.
- самообразование (общение с коллегами, посещение открытых мероприятий и мастер – классов, обмен опытом, круглый стол);
- изучение различных инновационных форм и методов (интерактивное оборудование, публикации в печатных и электронных СМИ, мультимедийные пособия);
Пополнение научно – методической литературы:
Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. «Мотивация познавательной деятельности» - СПб, 2002
Евдокимова Е. «Проектная деятельность дошкольников» / Дошкольное воспитание №3 2003
Дусавицкий А. К. «Формула интереса» М. : Педагогика 2009
Организация материально – технического обеспечения:
- ноутбук;
- мультимедийные и электронные презентации по теме.
- интерактивная доска;
Дополнения в нормативно – правовые условия:
- Федеральный закон об образовании
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17октября 2013г;
-Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.30.49 -13.
- локальные акты ДОУ.
Изменения в информационных условиях:
- создание тематических страниц (рубрик) отражающих деятельность детей
- создание информационного стенда
-методическая литература – журнал «Альманах» СИПКРО, «Дошкольное воспитание», «Обруч».
- интернет ресурсы :
1https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=16
2. Образовательный портал «Учёба» раздел Дошкольное воспитание -
https://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm
3. Воспитание детей дошкольного возраста
https://doshvozrast.ru/
4. Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование)
https://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com
Механизмы реализации выдвинутых идей:
1. Тематическое планирование по образовательной области «Познаватнльно-речевое развитие»
2. Использование театрализованных игр на развитие речевого творчества.
3. Cоздание речевой среды.
4. Изменить форму организации образовательной деятельности, которая проходила бы в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.
Перспективы решения проблемы
1. Изучение литературы по теме
2. Составление перспективного плана по развитию речевого творчества
3. Создание познавательно – развивающей среды.
4. Повышение квалификации педагогов ДОУ
5. Развитие творческого воображения, образного мышления.
6. Повышение умственной и речевой активности.
7. Формирование навыков и умений связного речевого высказывания.
8. Развитие способностей анализировать свои высказывания
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
- Тема пособия: Соберем урожай.
- Возраст целевой группы : 5 - 6 лет
- Цель пособия: развитие речевых способностей каждого ребенка
- Задачи пособия:
- развитие речевого творчества детей на основе разгадывания загадок.
- формировать умение находить образные выражения для описания овощей
закрепить знание детей об овощах;
- навыки работы с ПК; развивать умение определять предмет по его признакам; активизировать словарь по теме сравнениями, образными выражениями, пословицами и т. д.
- Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1
Воспитатель предлагает ребятам собрать урожай.
-«Положите в корзинку тот овощ, который я загадаю».
№2
Загадка.
Сам не заметишь, как слезы прольёшь. (лук)
Дети отгадывают загадку, выбирают овощ. Подбирают образное сравнение для данного предмета.
№3
Загадка.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста) Дети отвечают на вопрос как можно еще назвать капусту.
№4
Загадка.
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (помидор) В каких мультфильмах встречается этот овощ.
№5
Развалились в беспорядке
На своей перине – грядке
Сто зеленых медвежат,
С сосками во рту лежат. (огурец) Что интересного можно сказать про этот овощ.
№6
Красный нос
В землю врос,
А зеленый хвост снаружи,
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковка) Какие блюда можно приготовить из этого овоща.
№7
Воспитатель хвалит ребенка.