Ирина Гурова
Консультация для родителей «Игры с элементами массажа для развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Для полноценного формирования навыков устной речи ребёнка важно развивать у него движения пальцев рук и их тактильную чувствительность. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за речевую функцию и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг к другу. Следовательно, поступающие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук стимулируют активность расположенных по соседству речевых зон.
Публикация «Консультация для родителей „Игры с элементами массажа для развития речи детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В практической работе с детьми этот факт подтверждается. На самом деле, мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием пальчиковой моторики у каждого ребёнка. Кроме того, у детей, имеющих какие-либо поражения центральной нервной системы, очень часто отмечаются нарушения мышечного тонуса пальцев рук. Поэтому одной из важных задач коррекции моторной области является нормализация мышечного тонуса.
Для развития движений пальцев рук, их тактильной чувствительности, а также для нормализации мышечного тонуса очень эффективным средством является массаж и самомассаж. Игры, игровые упражнения с элементами массажа, которые предлагаются детям на логопедических занятиях, занимают важное место среди других разнообразных и многочисленных средств. Многие из них вы сможете успешно применять в домашних условиях.
Прежде всего можно использовать различные ворсовые щётки (показ). Мы используем яркие щётки, разные по цвету, величине, форме, жёсткости ворса. Некоторые щётки имеют вид игрушек: кит, дельфин, бегемотик… Этими щётками поглаживаем ладошки, каждый пальчик ребёнка. При этом привлекаем внимание ребёнка к ощущениям, которые он испытывает. Следует отметить, что ощущения должны быть приятны ребёнку.
Конечно же, массаж нужно проводить в форме игры. Обычно это игры с речевым сопровождением. Очень хорошо подходят тексты, в которых идёт перечисление каждого пальчика. Для примера приведём несколько текстов для массажных пальчиковых игр.
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик – по дорожке,
Этот пальчик – по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик – за малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
Пальчики
Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?
Я большой пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?
Я указательный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?
Я средний пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?
Я безымянный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?
Я мизинчик, а дом мой тут!
Сливы
Большой пальчик сливы трясёт,
Второй их собирает,
Третий в дом несёт,
Четвёртый высыпает,
А самый маленький – шалун
Всё, всё съедает!
Кроме текстов пальчиковых игр в процессе массажа можно читать и другие стихотворения, заучивать их, проговаривать слоги, слова, предложения для закрепления произношения какого-то звука. Можно даже использовать различные лексико-грамматические упражнения («Скажи наоборот», «Один-много» и др.) А ещё массаж хорошо выполнять под музыку.
Кроме щёток для поглаживания пальчиков и ладошек желательно использовать и другие средства. Это могут быть губки, маленькие разноцветные мочалочки, шарики, стирательные резинки, шариковые массажёры, сделанные из флаконов от дезодорантов…
Постепенно мы учим детей самомассажу. Для самомассажа используются те же самые средства и дополнительные. Прежде всего, это специальные массажные игрушки (с резиновыми иголками). Предлагаем детям погладить такую игрушку сначала правой, затем левой рукой. Желательна игровая мотивация: «Посмотри, какой сердитый кот. Погладь его, чтобы он стал ласковым, весёлым…» Движения можно сопровождать коротенькими стихотворениями, например:
- Киса, кисонька, кисуля! –
Позвала котёнка Юля.
- Не спеши домой, постой! –
И погладила рукой.
Следим за тем, чтобы во время выполнения упражнения все пальчики и сама ладошка прикасались к игрушке. Важно заметить, что играть таким образом можно и не только со специальными массажными игрушками, но и с самыми обычными – резиновыми, пластмассовыми, меховыми, деревянными, надувными… Ведь в таких играх-упражнениях развивается тактильное восприятие.
В качестве самомассажа очень полезно сжимать резиновые игрушки, особенно специальные (упражнение «Силач» или «Разминка»). Резиновые иголки воздействуют как массажёр, кроме того в таких упражнениях развивается сила пальчиков. Ещё лучше, если игрушки звучат.
Ты, слонёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.
Конечно, слово «слонёнок» можно заменить названием любой
игрушки, а слово «мама» любым именем, например, именем ребёнка:
Ты, утёнок, не пищи!
Лучше Лену поищи.
Для массажа и самомассажа можно использовать разные массажёры, которые имеются в продаже. А для того, чтобы обеспечить разнообразие тактильных ощущений, масссажёры очень легко можно сделать и самим. Для этого на картонные рулоны наклеиваем клеем ПВА бусинки, горох, фасоль, гречу, рис, гладкие камешки и др. Как видите, рулоны тоже имеют разную величину. Эти так называемые «карусельки» ребёнок с удовольствием катает между ладошками или ладошкой по столу или другой поверхности.
В качестве самомассажа используем приём поглаживания разных поверхностей. Это так называемые «тактильные таблицы» или «массажные поверхности» (показ некоторых). «Массажные поверхности» могут быть сделаны из различных материалов. Обычно что-то наклеивается на картон: горох, фасоль, спички, косточки, морские ракушки, гладкие камешки, бусинки, бисер, цветной песочек и многое другое. Поглаживание «тактильной таблицы» можно производить поочерёдно правой, левой рукой, двумя руками одновременно в разных направлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз, по диагонали, по кругу. А можно «пошагать» ладошками по поверхности или просто положить их и подержать в покое, «прислушиваясь» к своим тактильным ощущениям. Для того, чтобы ребёнку было интересно, мы вводим игровую ситуацию. Её содержание зависит от того, что представляет собой «тактильная поверхность», т. е. что она напоминает. Например, поверхность с морскими камнями или ракушками похожа на морское дно. Тогда ладошки – это рыбки. Ладошки скользят – «рыбки плавают». Если все пальчики согнуть, то тогда рыбки превратятся в крабов. Согнутые пальчики перемещаются по поверхности – «крабы ползают по дну». Горох, наклеенный на синий картон напоминает звёздное небо. В этом случае ладошку или пальчик можно превратить в самолёт или ракету. «Ракета» может «пролететь по звёздному небу», издавая какой-то звук: «р-р-р» или «ш-ш-ш» и др. А спички, наклеенные на поверхность превращаем в лес, в котором много щепочек, веточек. Ладошки – «зайчики» весело скачут по ним. Вот пальчики-«пчёлы» полетели на зелёную лужайку. Каждая нашла свой яркий цветок из цветного скотча и села на него… «Тактильные таблицы» могут иметь разную форму и размер для того, чтобы обеспечить разнообразие игр и игровых упражнений.
Отличным средством для массажа и самомассажа являются небольшие мячики и шарики. Мы имеем наборы разных шариков. Они могут быть разными по величине, цвету, фактуре. Используем пластмассовые, пенопластовые, каучуковые, тканевые, с мягкими иголочками (шуршики, а также крупные массажные шары…Некоторые из них звучат, что повышает интерес детей.
С шариками можно выполнять большое количество разных интересных действий. Попробуйте:
- перекладывать их из одной руки в другую;
- перебрасывать из одной руки в другую;
- сильно сжать шарик в кулачке, затем отпустить его, переложить в другую руку, чередуя состояние напряжения и расслабления;
- покатать шарик правой (левой) ладошкой по столу вперёд-назад, вправо-влево, по кругу по часовой стрелке и против неё;
- покатать шарик между ладошками тоже в разных направлениях;
- покатать его каждым пальчиком по столу;
- покатать шарик между пальчиками одной руки (между большим и указательным, между большим и средним, между большим и безымянным, между большим и мизинцем);
- покатать между одноимёнными пальчиками обеих рук;
- вращать два маленьких шарика в одной руке один вокруг другого;
- взять шарик в левую руку и покатать его по каждому пальчику правой руки и наоборот.
Все вышеперечисленные действия интересно выполнять с грецкими орехами:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
Существуют даже специальные игровые комплексы упражнений с использованием небольших мячиков или разноцветных шариков, в которые входят элементы массажа. Целесообразно использовать такие шарики, которые легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук.
Большинство из описанных игр и игровых упражнений очень просты. Они не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат. А проявив творчество и фантазию, вы сможете сделать их ещё интереснее для ребёнка.
Советуем почитать:
1. Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения). – М. : А. П. О., 1996.
2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой, ручной и общей моторики. – СПб. :КАРО, 2003.
3. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. – М. : Гном-Пресс, 1999.
4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский Дом «Литера»,