Наталья Викторовна Саморукова
Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества
▼ Скачать + Заказать документы
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основным направлением работы детского сада является создание для детей обстановки эмоционального благополучия, развития творческих способностей каждого ребенка. Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Творчество как важнейший уровень овладения деятельностью предполагает наиболее полное проявление творческой активности и самостоятельности личности. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Воображение ребенка позволяет ему воспринять фантастические, сказочные образы, как реальные. Речевое творчество - умение высказать свои фантазии, где все слова должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Публикация «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Эта тема актуальна в настоящее время.
Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая работа, предполагающая проведение специальных занятий. Важное значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в творческой деятельности. Развитие речи в период дошкольного детства является одной из важнейших задач умственного воспитания, для того чтобы ребенок
в совершенстве владел своей речью, умел правильно и точно выразить свои мысли, четко отвечал на поставленные вопросы в дальнейшем обучении в школе.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое. Необходимость изучения детского творчества создает базу для развития речи и мышления детей, что
впоследствии обеспечит эффективность их применения. Так как развитие связной речи выступает одним из важных компонентов готовности ребенка к школьному обучению, требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Анализ результатов образовательной деятельности показал следующие недостатки:
- связная речь детей старшего возраста отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью;
- активный словарь детей зачастую маленький, не соответствует возрасту
- детям с трудом дается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании;
- дети не используют в своей речи сравнительные обороты, образные выражения;
- дети редко используют в рассказах разнообразные средства выразительности в описаниях и повествованиях;
- у детей слабые эмоциональные реакции на художественные произведения
Недостатки в образовательном процессе:
- методы и средства работы с детьми не соответствуют современным требованиям;
- педагоги часто не владеют методами взаимодействия с ребенком на основе субъектности позиции ребенка, затрудняются в мотивировании детей на деятельность;
- педагоги основное внимание уделяют речевому развитию дошкольников в непосредственно образовательной деятельности;
- педагоги слабо владеют методикой организации самостоятельной деятельности, преобладает авторитарность в выборе игр, детских занятий;
- В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой не ставятся задачи по развитию речевого творчества.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- слабое методическое оснащение педагогического процесса;
- мало наглядного материала, стимулирующего детей на речевое творчество,
- оснащенность образовательного процесса направлена на фронтальные мероприятия с детьми;
- недостаточно современных средств обучения (ТСО) для реализации педагогом задач по развитию речевого интереса у дошкольников;
- развивающая среда в группах стационарно оформлена, нет возможности ее видоизменять, учитывая детский выбор.
Таким образом выявлено противоречие - между необходимостью развития речевого творчества ребенка - дошкольника и недостаточными возможностями традиционного обучения.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Анализ выявленных недостатков показал, что необходимо совершенствовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по речевому творчеству дошкольников. Таким образом, необходимо подобрать оптимальные средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества.
Кроме этого необходима систематическая работа по повышению уровня профессиональной культуры воспитателей. Для устранения недостатков требуется предусмотреть комплекс мер по координации действий всех специалистов ДОУ в вопросах речевого творчества. Для успешности и эффективности работы необходима оптимизация процесса обучения. Оптимизация – выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных (в данном случае оптимальных средств развития речевого творчества). Способом оптимизации обучения называют такую взаимосвязанную деятельность педагога и ребенка, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат времени т. е. без перегрузки детей и педагогов при обучению детей речевому творчеству.
3. Описание новых образовательных результатов, формированных у обучающихся.
Целевой ориентир Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявлений качества в действии и речи ребенка
1. Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности
2. Ребенок овладевает развитым воображением, которое реализуется в речевом развитии.
3. Ребенок способен к фантазии, воображению и речевому творчеству. Интенсивно развивается и проявляется в игре.
4. Творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Владение общекультурными навыками общения, игры, Сформирована внутренняя мотивация к деятельности. Проявляется потребность ребенка в творческом проявлении своих личностных качеств в различных видах деятельности.
Сочиняет оригинальные истории, рассказывает сверстникам и взрослым. Активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.
Распределяет роли в игре и строит поведение, придерживаясь роли, драматизирует сказки, читает стихи.
Создает изображения предметов, узоры, сюжетные композиции. Выполняет танцевальные движения, инсценирует содержание песен Ребенок использует систему действий при выполнении каких-то заданий, выбранных самостоятельно, либо предложенных педагогом. Выбирает способ деятельности в зависимости от ситуации. Может оценить ситуацию, при неудачи, найти новый способ решения проблемы.
Умеет строить речевое высказывание. Владеет диалогической и монологической речью в соответствии с нормами родного языка.
Извлекает информацию из текстов различных жанров, умеет адекватно, подробно сжато, выборочно передавать содержание текста.
Целеполагание, прогнозирование,оценка действий, элементы волевой саморегуляции. использование знаково-символических действий.
Продолжение следует.