Мамонтова Светлана Александровна
Квест-игра «Знай и повторяй» для 5–7 классов по правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Методическая разработка
Познавательно-развлекательная программа по правилам дорожного движения
Квест-игра «Знай и повторяй»
Целевая аудитория: учащиеся 5-7 класса
Автор (составитель) :
Мамонтова Светлана Александровна
Педагог организатор
Тамбов, 2021
Пояснительная записка
Публикация «Квест-игра „Знай и повторяй“ для 5–7 классов по правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты для школьников
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД. Квест-игры по правилам дорожного движения
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
1.1 Актуальность. Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных проблем. Население нашего города растет, увеличивается количество автомобилей. Поэтому растет число дорожно-транспортных происшествий. Чаще всего они происходят с детьми дошкольного и школьного возраста. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге- это несоблюдение правил дорожного движения, низкая культура поведения водителей и детей. Задача педагогов- обеспечить понимание и важность соблюдения основных правил безопасного поведения на дороге. Одна из новых форм работы с детьми - Квест-игра способствует этому. Квест-игра отвечает интересам и особенностям современных детей.
1. 2 Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов; 10-13 лет
1. 3 Роль мероприятия: в школах ПДД проходит на уроках окружающего мира, и ОБЖ; и имеем ограниченное время, которое выделяют на данную тему. Наше учреждение дополнительного образования детей имеет возможность восполнить некоторые пробелы, реализовать задачи профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Мы проводим различные игры, беседы познавательные программы. Одним из удачных мероприятий стала квест-игра «Знай и повторяй».
1. 4 Цели:
• профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
• пропаганда изучения правил дорожного движения;
• закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
• проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
Задачи:
• Расширять знания учащихся о правилах дорожного движения.
• Развивать навыки работы в команде.
• Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
• Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
• Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
1. 5 Форма проведения: Квест - это прежде всего командная игра, важно уметь работать в коллективе и видеть конечный результат. В процессе, которого каждая группа выполняет задание и получает доступ для прохождения следующего маршрута. Квест включает в себя различные виды заданий: на знания, на смекалку и задания спортивного уровня. Этот формат игры позволит сделать увлекательнее любую поставленную задачу. В подростковом возрасте дети недостаточно серьезно относятся к необходимости соблюдения правил дорожного движения. Возникает потребность как можно активнее привлекать их внимание к данной теме. Квест для детей - это интересно и занимательно.
1. 6 Педагогические приемы и методы:
1. Игровой метод: данный метод построен на игре, прохождение станций с различными заданиями;
2. Проблемный метод: постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения;
3. Групповой метод: данная игра рассчитана на командный подход к реализации данных задач.
1. 7 Условия и особенности ее реализации: для проведения данной игры необходимо 3 кабинета, оборудованные различным мультимедийным оборудованием, таким как: телевизор, компьютер, ноутбук. Привлечение ведущих из числа педагогов -организаторов, учителей ОБЖ, социальных работников.
1. 8 Рекомендации по использованию: Квест составлен для рациональной организации познавательной игры. Материал систематизирован и составлен максимально просто и четко, учитывает материально-технические условия осуществления методической разработки.
Организация игры: Организатор заранее делит детей на 2-3 команды по 5-7 участников в каждой. Каждая команда получает маршрутные листы с определенной последовательностью станций. По итогам прохождения которых команды должны набрать максимальное количество балов.
Сценарий квест-игры «Знай и повторяй»
Действующие лица
3 команды учащихся по 5-7 человек в каждой;
3 ведущих из числа педагогов;
Перед началом мероприятия звучит фоновая музыка из мультика «Ну погоди»; в зал входят ведущие и участники команд (дети заранее делятся на группы и выбирают капитана команды, далее выстраиваются в 3 колоны перед ведущими.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Правила дорожного движения очень важны для взрослых и детей, для водителей и пешеходов. Мы с вами сегодня вспомним эти важные и нужные правила и в конце нашей игры узнаем, какая из команд достойна звания «Знатоки ПДД».
Ведущий 2: Для начала давайте познакомимся.
Станция 1: Представление команд.
На выполнение задания дается 3-5 мин.
Ведущий 3: Команды, прошу Вас подойти к столу, на котором лежат карандаши и листы бумаги. Вам нужно придумать название, связанное с дорожным движением, и нарисовать эмблему.
(Команды представляют свою эмблему).
Команды представились, начинаем игру. Вы получаете маршрутные листы, вам предстоит выполнять различные задания, получать баллы. Победит та команда, которая быстрее доберется до конечного пункта и наберет большее количество баллов.
Командиры получают маршрутные листы с определенной последовательностью станций. Команды расходятся по станциям.
Станция 2: «Блиц опрос».
Ведущий 1: На наших дорогах каждый день появляется все больше и больше автомобилей. Высокая скорость и интенсивность движения требуют особой внимательности от пешеходов и водителей. Осторожность, дисциплина и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице. Я буду задавать вопросы, Вы должны быстро и правильно отвечать. За каждый правильный ответ дается балл.
(На выполнение задания дается 5 мин).
Ведущий 1: Готовы? Начнем!
1. Место ожидания автобуса. (Остановка)
2. По какой причине нельзя играть возле дороги? (Могут попасть под колеса. Мешают движению.)
3. Бывают ли запрещающие знаки треугольными? (Нет)
4. Какой линией разделяется встречное движение? (Сплошной)
5. Что из перечисленного относится к маршрутному транспортному средству: трактор, автобус или грузовик? (Автобус)
6. В чем ошибка: «Любой ребенок может сесть на велосипед и проехать по дороге»? (Только с 14 лет.)
7. Разрешается ли в 11 лет сидеть рядом с водителем на переднем месте? (нет)
8. Что раньше называли «мостовой» : проезжую часть или пешеходную дорожку? (Проезжую.)
9. Есть ли тормозной путь у велосипеда? (Да, у всех транспортных средств)
10. Можно ли разговаривать по телефону, переходя улицу? (нет)
11. Техническими средствами, регулирующими движение, являются (Знаки и светофор).
12. Каких дорожных знаков не существует: запрещающих, регулирующих, предупреждающих, предписывающих? (Регулирующих)
13. Можно ли перебегать дорогу, если очень торопишься? (нет)
14. Если работает светофор и стоит регулировщик, то чьи сигналы следует выполнять, а чьи – нет? (Регулировщика – да, а светофора – нет)
15. Как пешеходу понять, что водитель хочет повернуть в сторону? (Мигает указатель поворота)
16. Если рядом нет пешеходного перехода, что делать? (Дойти до ближайшего)
17. Как называется человек, находящийся в машине, но не являющийся водителем? (Пассажир.)
18. Каким машинам пешеходы уступают дорогу, не смотря на зеленый свет? (Скорой помощи, милиции, пожарной и газовой службе с звуковыми и световыми сигналами.)
Ведущий 1: Молодцы, очень хорошо, что вы смогли ответить на такие сложные вопросы. Вы получаете … балов. Следуйте дальше
(Заполняет маршрутный лист).
Станция 2: «Путаница».
Ведущий 2: Вы пришли на станцию «Путаница». Перед Вами, на столе, лежат карточки разных цветов, с изображением букв. Ваша задача разделить карточки по цветам, и из букв составить слова.
(РЕГУЛИРОВЩИК, АВТОМАГИСТРАЛЬ,
ПЕРЕКРЕСТОК, ПРЕИМУЩЕСТВО, ПЕРЕСТРОЕНИЕ) (На выполнение задания дается 5 мин).
Ведущий 2: Составили верно, что обозначают эти слова? В случае правильного ответа команда получает дополнительный бал. Вы получаете … балов. Следуйте дальше.
(Заполняет маршрутный лист)
Станция 3: «Подвижная».
Ведущий 3: Как вы думаете, что нужно для того, чтобы водить машину или мотоцикл? (ответы детей). Верно - права. Для того чтобы получить права, люди сдают экзамен, в который входят несколько элементов и один из них змейка. И сейчас мы его с вами попробуем.
(Ведущий заранее расставляет препятствия, они могут быть в виде конусов, колес, фишек. Препятствия стоят на небольшом расстоянии друг от друга. Задание выполняется с соблюдением правил техники безопасности)
На выполнение задания дается 7 мин.
Ведущий 3: Ребята, Вы видите, на полу стоят препятствия. Задача капитана команды пройти через все эти трудности «змейкой», затем вернуться за следующим участником команды «прицепить» его к себе и пройти дальше уже с ним, затем присоединяется следующий участник, и так, пока вся команда не пройдет «змейкой» через препятствия. Нужно выполнить это задание, как можно быстрее и не сбить ничего.
(Ведущий по секундомеру засекает время, проверяет правильность прохождения «змейки», соблюдение правил ТБ)
Ведущий 3: Молодцы, очень хорошо. Вы получаете … балов (Заполняет маршрутный лист). Следуйте дальше.
Станция 4 «Проблемная».
Ведущий 1: Вы получили карточки с описанием проблемных ситуаций. Ваша задача- в течении одной минуты подумать и дать правильный ответ.
(Ведущий раздает карточки с проблемными ситуациями, ручки и листы бумаги. Задача детей правильно записать ответ)
На выполнение задания дается 7 мин.
Ситуация 1: Сидя в автобусе, ты увидел, как из кармана мужчины выпал кошелек. Каковы твои действия?
Ситуация 2: Вы с братом/сестрой едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить если автобус полупустой? Если много людей?
Ситуация 3: Зима. Гололед. К остановке подъезжает автобус, пассажиры устремились к дверям. Как быть?
Ситуация 4: Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке на другой стороне дороги подъезжает нужный тебе автобус. Как успеть на него? Чем ты рискуешь.
Командир четко читает ответ ведущему.
Ведущий 1: Молодцы, очень хорошо, с такими знаниями вы всегда найдете выход из проблемных ситуаций на дороге. Вы получаете … балов (Заполняет маршрутный лист). Следуйте дальше.
Станция:5 «Познавательная»
Ведущий 2: Я буду каждому участнику команды по очереди задавать вопросы, на которые нужно ответить «ДА» или «НЕТ» ответа на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
На выполнение задания дается 10 мин.
1. Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? (Да)
2. Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров (кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками? (Да)
3. Перевозка детей на грузовом автомобильном транспорте разрешается? (Нет)
4. Леонардо да Винчи был первым изобретателем велосипеда? (Да)
5. При красном свете светофора не разрешается движение автомобилям оперативных и специальных служб с включенными проблесковыми маячками синего цвета и звуковыми сигналами? (Нет)
6. Велосипедист должен двигаться в тёмное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)
7. Мотоциклом можно управлять с 18-летнего возраста? (Да)
8. В автомобиле пассажирам всегда необходимо пристёгиваться ремнями безопасности? (Да)
9. Пешеходам запрещается переходить дорогу на зелёный сигнал светофора, если приближается машина с включенными спецсигналами? (Да)
10. При переходе проезжей части сначала нужно посмотреть налево, затем- направо? (Да)
11. Автомобиль лучше тормозит на мокрой дороге? (Нет)
12. Чтобы правильно перейти проезжую часть, выйдя из автобуса, необходимо обойти его спереди? (Нет)
13. Человек, ведущий велосипед, подчиняется правилам для водителей. (Нет, правилам для пешеходов)
14. Разрешается кататься на санках и лыжах по правой стороне проезжей части. (Нет)
15. Мигание зелё ного сигнала светофора означает команду: «переходить дорогу запрещается». (Нет)
16. Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора, то водители и пешеходы должны подчиняться только сигналам регулировщика. (Да)
17. Первый светофор появился в России. (Нет)
18. Переход дороги разрешён при жёлтом свете светофора. (Нет)
19. Разрешается перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера. (Нет)
20. При движении на мопеде нужно включать фару в дневное время. (Да)
Ведущий 2: Спасибо вы молодцы, следуйте указанному маршруту. Вы получаете … балов. Следуйте дальше.
. (Заполняет маршрутный лист)
Станция 6: «Кроссворд»
Ведущий 3: Наши станция - «Кроссворд», ваша задача, за определенное время, в этом кроссворде разгадать как можно больше слов.
(Команда получает кроссворд и ручку)
На выполнение дается 5 мин.
Вопросы по вертикали:
2. Средство передвижения по рельсам.
3. Машина для перевозки большого количества людей.
4. Лестница с двигателем.
6. Как называется переход под проезжей частью или железной дорогой?
7. Как называют транспорт, который «едет сам»?
8. Его ставят на перекрёстках.
13. Ровная дорога.
16. Полоска черная, полоска белая…
17. По чему едут машины?
18. Лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения при помощи сигналов.
21. Стык четырёх дорог.
Вопросы по горизонтали:
1. Популярное средство передвижения.
5. Аварийная ситуация на дороге.
9. Детский транспорт.
10. Место ожидания автобуса.
11. На них давят для остановки автомобиля.
12. Дорожный патруль.
13. Одежда для колеса.
14. «Одноногий» светлячок.
15. Форма знака «Остановка запрещена».
19. Первый цвет светофора.
20. «Палка» регулировщика.
22. Машина для перевозки больших грузов.
Ведущий проверяет количество правильных ответов.
Ведущий 3: Спасибо, молодцы. Вы получаете … балов.
(Заполняет маршрутный лист).
Пройдя все станции и получив максимальное количество баллов за выполненные задания, участники команд возвращаются в зал, сдают ведущим свои маршрутные листы.
Ведущий 1: Пока идет подсчет баллов у каждой команды, Вам предлагаем посмотреть ролики о правилах дорожного движения.
(Пока происходит подсчет баллов, ребята смотрят на экране ролики, связанные с правилами дорожного движения. По окончанию ролика, команды выстраиваются в колонны напротив ведущих)
Ведущий 2: Сегодня в игре победила команда …. И она получает звание «Знатоки ПДД»
Ведущий 3: Уважаемые команды, наша игра подошла к концу. Не зависимо от количества набранных балов Вы все являетесь победителями. Вы вспомнили и пополнили свои знания по правилам дорожного движения и теперь на дороге будете чувствовать себя увереннее. Мы прощаемся с вами. Всего доброго!
Список используемой литературы
1. Ахмадиева Р. Ш. Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции участника дорожного движения // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. 2011. № 2. С. 175-178.
2. Ахмадиева Р. Ш. Формирование личностной компетенции участника дорожного движения // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 11-18.
3. Ахмадиева Р. Ш. Концептуальные основы формирования личностной компетенции участника дорожного движения // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 2 (16). С. 335-340.
4. Ахмадиева Р. Ш. Обучение участников дорожного движения правилам безопасного поведения на дороге на основе компетентностного подхода // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. № 5. С. 136-142.
5. Ахмадиева Р. Ш. Формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. С. 44-47.
Приложение
Оборудование:
1. Листы бумаги, карандаши, ручки.
2. Маршрутный лист;
3. Карточки с буквами;
4. Фишки или конусы;
5. Секундомер;
6. Карточки с ситуациями;
7. Кроссворд.