Ольга Ивановна Горбачева
Урок изобразительного искусства в 5 «А» классе «Зачем человеку украшения»
▼ Скачать + Заказать документы
слайд 1
Цели: а) познавательные - роль украшений в древнем и современном обществе;
б) эстетические - умение видеть и создавать красивое;
в) воспитательные - куда можно одевать украшения, костюм и украшения
Оборудование:
а) для учащихся: учебник изо, рабочая тетрадь, бумага, карандаши;
б) для учителя: учебник изо, иллюстрации м фото материалы, детские рисунки предыдущих лет, презентация, музыка.
План и ход урока :
1. Организационная часть.
2. Водная беседа. Задачи урока.
Публикация «Урок изобразительного искусства в 5 „А“ классе „Зачем человеку украшения“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Средняя школа, 5 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
3. Беседа по теме урока.
4. Практическая работа.
5. Итог урока.
1. Проверка готовности класса к уроку.
2. Дети, что значит украшения? Сегодня на уроке мы говорим об украшениях, об их роли в жизни человека в давние времена и сегодня, а затем вы сами будете рисовать - создавать украшения.
3. С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми он пользовался. В древности украшения представлялись людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.
слайд 4, 5, 6
"Древние" люди зачем - то разрисовывали свое тело разными узорами и устрашающими рисунками. а охотник украшал себя ожерельем из клыков животных. Зачем?
слайд 7
По украшениям можно было судить какое положение занимает человек в общине. Вождь племени носил пышный головной убор, украшенный разноцветными перьями птиц и амулетами.
слайд 8
Шотландский король носил семицветную одежду, а его подданные - пятицветную, простолюдины могли носить только однотонную одежду.
слайд 9, 10
Великий государь Всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, украшенные рубинами и изумрудами. Царское одеяние (платье) олицетворяло силу, достоинство и могущество Русского государства.
слайд 11
Облачение царя дополняли скипетр и держава, что символизирует власть над миром, а также царский венец.
слайд 12
Царский трон и палаты также изысканно отделаны украшениями.
слайд 13, 14
И сегодня по одежде можно понять, кто генерал, а кто солдат и какого рода войск. Кто священник, а кто невеста, а кто ее подруга или определить где деловой кабинет, а где парадный зал, где детская комната.
слайд 15
УКРАСИТЬ - значит наполнить вещь смыслом. Определить положение человека в обществе.
слайд 16
Понятие «костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека. Таким образом, костюм – это одежда, прическа и всякие украшения, которые человек надевает на себя
слайд 17, 18, 19, 20
Основу казачества составили русские люди, но органически влились в него украинцы, поляки, литовцы, татары, турки, выходцы из других народов. Поэтому в своеобразном облике их костюма гармонично слились черты, характерные для многих народностей.
Приходили беглые на Дон в своей одежде, а здесь носили ту, что добывали в походах и поисках. Сами казаки об этом говорили: «Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем».
Старинная традиционная мужская казачья одежда просуществовала до начала XIX века. На Нижнем и Среднем Дону наибольшее распространение получил комплекс женского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока. Одежда жен казачьей старшины отличалась «восточной пышностью и богатством». Основную часть костюма составляло платье — кубелек, — напоминавшее по покрою и форме татарский камзол. У богатых он шился из парчи.
слайд 21
В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы — повойник или рогатую кичку. Казачки очень любили украшения. Самые характерные из них — чикилики. Это была широкая лента из алого атласа, украшенная жемчугом, к которой прикреплялась густая сетка из крупного жемчуга. Лента обвязывалась вокруг головы, а жемчужная сетка свисала из-под головного убора, частично прикрывая щеки. Жемчужные украшения, прикрепленные на плечах и спускавшиеся до пояса, назывались перла, капчак. Носили браслеты (базилики) из гнутой серебряной или золотой пластинки, украшенной драгоценными камнями. В комплекс украшения богатой казачки входили золотые перстни и кольца.
слайд 22
Такой костюм, частично изменяясь, сохранялся в течение XVIII—XIX веков. Европейские моды, которые стали проникать на Дон только после Отечественной войны 1812 года, коснулись лишь верхушки казачества. Другие комплексы женской одежды (с поневой, сарафаном, сукманом) бытовали у казаков, живших на Верхнем Дону и по его северным притокам. Одежда здесь была в основном русской.
Быстрый процесс экономического развития Дона 80—90-х годов XIX века, сопровождавшийся ростом неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости, способствуя нивелировке в одежде. Яркий красочный старинный женский костюм ушел из быта, и преобладающим стал комплекс женской одежды с юбкой и кофтой.
слайд 23
Сейчас вам предстоит выполнить рисунок, где можно изобразить человека с украшениями, которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятельности. Можно нарисовать эскиз украшения - оберега.
При выполнении работы используйте инструкцию.
слайд 24
4. Самостоятельная, практическая работа учащихся.
5. Просмотр работ. Дети по рядам выходят к доске демонстрируют рисунки. Проводим анализ работ, оцениваем.
Дети, что значит украшения? Что значит украсить ВЕЩЬ? Куда можно одевать украшения и с какой одеждой?
Инстркукция к практической работе
• композиционно разместить изображаемый предмет на плоскости листа с таким расчетом, чтобы изображение не было слишком велико (не подходило близко к краям листа) или слишком мелко;
• - можно использовать метод композиционного размещения изображаемого предмета по крайним точкам, ориентируясь на геометрический центр и края листа бумаги (альбома);
• - найти общую массу предмета с определением опорных точек, пропорциональных соотношений между отдельными частями фигуры предмета и его общей формы;
• - прорисовать эскиз более конкретными, выверенными линиями.